Энергетический фронт

Как проекты отечественных энергетиков помогли выстоять и победить
Архив «Россети Ленэнерго»
Архив «Россети Ленэнерго»

Великая Победа стала реальной потому, что люди не просто выполняли свой долг, но нередко также выходили за границы возможного, совершая военные и трудовые подвиги. Примером этого служит работа энергетиков, которые участвовали в решении многих задач – от электроснабжения заводов и строительства оборонительных сооружений до восстановления освобожденных территорий.

«Кабель жизни», преодолевший блокаду

Одним из символов блокадного Ленинграда является ледяная «Дорога жизни», проходившая через Ладогу. Во многом благодаря поставкам продовольствия и оружия по этой магистрали, где каждый рейс мог завершиться трагедией, город выдержал блокаду. Практически параллельно трассе, только под водой был проложен «Кабель жизни», который сыграл не менее важную роль.

После начала блокады энергосистема Ленинграда лишилась более 60% генерации и почти 50% линий электропередачи. ТЭЦ, находившимся в черте города, не хватало топлива: вся вырабатываемая энергия уходила на оборонные нужды, для снабжения госпиталей, хлебозаводов и Смольного. Самым сложным стало 25 января 1942 г., когда Ленинград получил в 120 раз меньше энергии, чем было до войны.

После Тихвинской операции, которая стала одним из первых крупных наступлений советских войск, было решено восстановить подачу энергии от Волховской ГЭС, протянув кабель по дну Ладоги. Для этого выбрали самый узкий участок озера длиной 22,5 км. В современной истории аналогами этого проекта можно назвать строительство подводной кабельной линии для электроснабжения Валаамского архипелага (29 км) и энергомоста в Крым (около 13,5 км).

Из-за угрозы авианалета строителям «Кабеля жизни» приходилось работать ночью. Строительством руководил главный инженер «Ленэнерго» Сергей Усов. За проект отвечали инженеры Иван Ежов и Никодим Туманов. Последний предложил новаторский метод: кабель вместе с соединительными муфтами по специальной раскладке предварительно наматывали на катушки в трюме баржи, а затем по мере движения судна опускали в воду.

Производство было организовано на ленинградском «Севкабеле». В условиях блокады у предприятия не было ресурсов для создания провода, поэтому в качестве изоляционного материала использовали бумагу с водяными знаками для печати банкнот, которую пропитали смесью из слюды и канифоли. Вес одного погонного метра достигал 16 кг.

Прокладка началась 1 сентября 1942 г. На помощь специалистам «Ленэнерго» были мобилизованы работницы заводов, которые буквально на руках несли кабель до пирса, а там электромонтеры вместе с солдатами укладывали его в трюм. Далее линии – всего пять ниток напряжением 10 кВ – прокладывались на глубине около 20 м и на расстоянии 200 м друг от друга.

Уже 23 сентября город получил по «Кабелю жизни» первый ток. Полностью строительство было завершено 5 ноября 1942 г., т. е. на все работы потребовалось 48 суток. Уникальная сеть действовала вплоть до снятия блокады. Кабель оказался настолько крепким, что после войны его использовали повторно, проложив под Невским проспектом.

«Кабель жизни» – сложный проект даже по современным меркам. Во время блокады он требовал огромного мужества и самоотдачи от каждого участника этих уникальных работ. Когда в дома ленинградцев начал возвращаться свет, укрепилась вера людей в Победу. Стало окончательно ясно, что город выстоит. И это только один из многих подвигов, которые совершили энергетики во время Великой Отечественной войны», – прокомментировал глава группы «Россети» Андрей Рюмин.

В 2021 г. энергохолдинг, в состав которого сегодня входит компания «Россети Ленэнерго», передал в музеи Москвы и Санкт-Петербурга фрагменты «Кабеля жизни». В этом году наименование одной из ключевых электроподстанций Северной столицы, обеспечивающей энергоснабжение большей части Адмиралтейского района (например, зданий заксобрания и Мариинского театра), было изменено на «Тумановская» в честь автора проекта. Всего «Россети» переименовывают в честь героев войны более 20 объектов в разных регионах.

Электрозаграждения, сдержавшие врага

Еще одним выдающимся инженерным сооружением была 230-километровая цепь электрозаграждений в глубине Можайской линии обороны Москвы, в 25–45 км от города. В основном они представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки, находившейся под напряжением. На создание 164 км наземных и 11 км водных препятствий, а также 55 км электризованной почвы было отведено всего 18 дней. Опыта проведения сопоставимых по масштабу работ ранее не было нигде в мире.

Для питания заграждений сделали 40 подземных трансформаторных подстанций, проложили 287 км кабельных и 189 км воздушных линий электропередачи. В строительстве участвовали 150 специалистов «Мосэнерго». Главным инженером Управления специальных работ Западного фронта, которое занималось созданием рубежа, стал заместитель главного инженера предприятия Георгий Сербиновский. Работа энергетиков была приравнена к боевой.

Управление электрозаграждениями осуществлялось из диспетчерского пункта, который находился в бункере на станции метро «Площадь революции». К моменту выхода к Можайской линии наступательный потенциал нацистов ослаб, но они все равно сумели продвинуться дальше – к Хлебниковскому рубежу. Там их ждали электрозаграждения.

2 декабря 1941 г., прорываясь к Москве по Волоколамскому шоссе, 10-я танковая дивизия вермахта нанесла удар в районе деревни Нефедьево. Захватив ее, враг понес первые потери от электричества. Как рассказывал генерал-майор Михаил Иоффе, который возглавлял Управление специальных работ, преодолеть заграждения немцам нигде не удалось. «Несколько десятков гитлеровцев были смертельно поражены током», – вспоминал он.

Энергопоезда, питавшие города

После провала германского блицкрига руководство СССР незамедлительно приступило к восстановлению освобожденных территорий. Первоочередными задачами стали перезапуск промышленности и базовой социальной инфраструктуры. Без электричества решить их было невозможно, поэтому для питания разрушенных городов 28 ноября 1924 г. Наркомат электростанций поручил наладить выпуск спецсоставов – энергопоездов.

Проектированием занималось «Мосэнерго». Энергопоезда состояли из обычных паровозов, котлы которых использовались в качестве источника пара. На отдельной платформе устанавливался турбогенератор мощностью до 1500 кВт, часто демонтированный с какой-либо электростанции. На других платформах располагалось остальное оборудование, например распредустройство. На сборку такого состава уходило от двух до четырех недель – в разы меньше, чем было нужно для восстановления стационарной электростанции.

Первый состав, созданный в начале 1943 г. на столичной Фрунзенской ТЭЦ (ТЭЦ-12 на Бережковской набережной), оснастили силовой установкой мощностью 750 кВт, стоявшей ранее на Ярославской электростанции. Уже 15 февраля поезд отправился в Сталинград. Второй состав был оснащен генератором на 1500 кВт, который до этого использовался в Калуге.

Мощности таких поездов было достаточно для неотложных нужд, например для восстановления водопроводов или дренажа затопленных шахт. Энергопоезда, собранные на Фрунзенской ТЭЦ, участвовали в восстановлении Киева, Орла и других городов. На ТЭЦ Всесоюзного теплотехнического института (ТЭЦ-9 возле ЗИЛа) были построены два состава, обеспечивавшие электричеством прифронтовые госпитали. Энергопоезд, смонтированный на ТЭЦ-11 на шоссе Энтузиастов, помогал жителям Донбасса.

За годы войны энергетики «Мосэнерго» поставили на рельсы семь передвижных электростанций, а всего в СССР было построено 19 таких поездов, которые выработали 15,5 млн кВт∙ч. И даже после войны им нашлось применение: энергосоставы питали удаленные территории, например Чукотку.

Архив «Россети Юг»
/Архив «Россети Юг»

Инновации, сберегавшие ресурсы

Эффективно решать задачи энергетикам помогал не только героизм, но и научный подход. Именно во время войны были предложены многие решения, которые впоследствии стали активно масштабироваться. Некоторые из них, например созданные методики работ под напряжением, остаются актуальными до сих пор. Пионерами инноваций были специалисты с Урала и из Сибири, куда эвакуировали промышленность из европейской части страны.

Новые методики помогали избегать перерывов в электроснабжении на время ремонтов. В военные годы это было особенно важно, так как нужно было не допускать простоев на стратегических предприятиях. Кроме того, работы без снятия напряжения считаются более безопасными – по статистике, чаще всего ошибки и травмы случаются во время включений или отключений электроустановок.

Прорывной метод запатентовали энергетики «Челябэнерго», в частности инженер Андрей Понедилко вместе с коллегами из треста ОРГРЭС Николаем Астаховым, Юрием Григорьевым и Сергеем Скобелевым. В то время для подобных ремонтов использовались изолирующие штанги: ремонтник стоял на земле, а изоляция находилась между ним и проводом. Желание избавиться от специнструмента привело к появлению более эффективной схемы «провод – человек – изоляция – земля». Оказалось, что, находясь на специальной площадке, можно было касаться оголенных проводов под напряжением до 5 кВ. А соединение этой площадки с самим проводом устраняло утечку тока, делая метод надежным даже при напряжении 35–110 кВ.

Аналогичные разработки велись и в Сибири. Чтобы обеспечить непрерывное электроснабжение предприятия, нужно его запитать по двум независимым линиям электропередачи. Но материалов не хватало, поэтому решили увеличить надежность единственной существующей линии. Коллектив кемеровских энергетиков под руководством Владимира Ясникова предложил в аварийных случаях работать по двум проводам вместо трех при одном поврежденном. В качестве третьего была «земля». Хотя это вызывало перегрузки, доработка систем защиты позволила решить задачу. В обоих случаях – и в Челябинске, и в Кемерове – энергетики получили госнаграды.