Алексей Чичканов: «Мы не просто банк – мы создаем экосистему для инфраструктуры»
Согласно статистике Национального центра ГЧП, по состоянию на 1 июня 2023 г. в России реализуется 3723 проекта государственно-частного партнерства, среди которых 638 связаны со строительством социальной инфраструктуры, 158 – транспортной. При этом почти 3000 из них оформлены в виде концессионных соглашений более чем с 2 трлн руб. частных инвестиций. О том, чем живет рынок ГЧП, на чем зарабатывают банки и инвесторы и почему так важен фокус государства на такие проекты, рассказал «Ведомостям» первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов.
– На мой взгляд, причина очевидна: государство очень активно в прошлом году решило в непростой период поддержать значимые секторы экономики – была принята программа по объектам социального обслуживания, реализуется программа по кампусам, есть программа по фонду ЖКХ, рекордные суммы бюджетных инвестиций направлены на дорожное строительство. То есть бюджетные расходы на инфраструктуру выросли значительно, а вот вложения частных инвесторов – не так сильно.
– По данным Центра ГЧП, в 2022 г. рост частных инвестиций составил всего 2%. Увеличение объема выделяемых на инфраструктуру средств из бюджета привело к перекосу в соотношении бюджетных и частных денег. Отрицательной динамики по частным инвестициям, как мы видим, нет. А в то же время рост федеральных расходов на инфраструктуру говорит о том, что основанные и на государственных, и на частных инвестициях проекты находятся в тренде государственной политики, что государство считает правильным подход, при котором часть расходов финансируется государством, а часть – инвесторами, где есть такая возможность. И даже социальные проекты, где выручки нет, также реализуются на основе ГЧП и финансируются частично бизнесом, расходы которого в будущем компенсируются за счет бюджета.
– Продление мер поддержки отрасли действительно очень важное решение. Норма о возможности не согласовывать с антимонопольным органом существенные изменения по проектам, заключенным до 1 марта 2022 г., очень важна просто потому, что, по сути, государство признает, что многое для нас в 2022 г. поменялось, и дает возможность без излишней бюрократии подписать допсоглашение и привести ситуацию в соответствие с текущими реалиями. Но что еще более важно – что по проектам, начатым после 1 марта прошлого года, можно также вносить изменения, если произошло существенное изменение обстоятельств и это подтверждено ФАС. О чем это говорит? Государство признало, что такие случаи в длинных инвестиционных проектах возможны: может существенно измениться экономика проекта, условия поставки товаров, могут появиться неожиданные препятствия объективного характера и для продолжения проекта могут потребоваться подобные изменения. Ранее существенные изменения могли стать не то что тормозом, а киллером для проекта. Сейчас у сторон – государства и бизнеса – появился шанс спасти проект вместо того, чтобы его закрыть.
– Решение о стандартизации ГЧП-проектов в разы повысит объем инвестируемых частных средств. Стандарты позволяют уменьшить ресурсы при подготовке проектов и снизить риски инвестиций. ЦБ приводил статистику по объему средств, потенциально свободных для инвестиций. Это порядка 3 трлн руб. свободных денег кредитных организаций и порядка 40 трлн сбережений населения. Эти средства могли бы быть вложены в те же инфраструктурные облигации, как это происходит на развитых рынках. Однако стандартизации до сих пор нет. Есть лишь некоторые шаги в данном направлении. В отдельных государственных программах поддержки появляются положения, которые диктуют участникам проекта (в том числе концессионного) требования к его условиям.
На мой взгляд, нужен профильный федеральный орган-регулятор, у которого будет KPI на создание стандартного продукта в инфраструктурном финансировании.
– Да, но ситуация быстро меняется. В ГЧП-проекты включаются новые регионы. Например, Сахалин, который стал одним из лидеров 2022 г. по ГЧП и запускает их буквально во всех отраслях. Здесь работает очень профессиональная команда, плюс важна позиция губернатора, который ставит четкие задачи по реализации проектов. Стоит упомянуть также и Омскую область, безусловно еще одного лидера прошлого года. Активно развивается ГЧП на Дальнем Востоке: в Приморском и Хабаровском крае. По социальным проектам стоит упомянуть Якутию и Читинскую область, где по концессионным соглашениям возводятся объекты, которые раньше мы и представить не могли, – например, филармония.
– Государство уделяет этой отрасли особое внимание. Так, в 2021 г. на софинансирование региональных концессионных проектов было выделено из бюджета почти 40 млрд руб., а в 2022 г. – почти 85 млрд. Это не считая сотен миллиардов рублей, которые федеральный бюджет напрямую тратит на федеральные дорожные проекты, например на трассу М12 Москва – Казань. А где есть фокус госфинансирования, там есть интерес внебюджетных инвестиций, поскольку проекты по строительству транспортной инфраструктуры долгие и капиталоемкие, они становятся реализуемыми и окупаемыми именно благодаря господдержке. Даже если 30 или 50% внебюджетных инвестиций окупается за счет платной услуги, государство получает объект, стоящий вдвое дешевле, чем если бы он был возведен по госзаказу. Ведь концессионер еще и содержит дорогу за счет платы за проезд, экономя при этом дорожный фонд.
– Не могу назвать эти проекты суперрентабельными. Здесь интерес государства в том, чтоб получить максимальное количество социальных объектов за короткий срок. В итоге бюджет выделяет свою часть средств, банк с инвесторами выделяют свою, а потом в течение 5–7 лет бюджет компенсирует инвесторам потраченные деньги. Так что здесь вопрос не о прибыльности, а о необходимости привлечения банковского финансирования.
– Нет, там своя специфика. В медицине бывает, что у региона есть дефицит в отдельных медицинских услугах, например в высокотехнологичной медицине. Тарифы на лечение по ВМП достаточно высокие. И тогда появляются частные медицинские компании, которые благодаря банковскому финансированию и своему опыту в организации процесса лечения, в закупках, в эксплуатации могут себе позволить профинансировать строительство объектов, которые за счет высокой стоимости услуг будут окупаться. Обычно речь идет о суммах до 10 млрд на проект. И вот в таких проектах смысл участия банка в том, что мы оцениваем экономику проекта, спрос и дефицит медицинской услуги в регионе, берем на себя вместе с партнером риски невозврата инвестиций.
– На сегодняшний момент суммарный бюджет ГЧП-проектов, которые мы реализуем, порядка 4,5 трлн руб. До конца года мы планируем подать частных инициатив по новым концессионным проектам дополнительно на сумму не менее 300 млрд руб. Объем портфеля направления в банке за год вырос на 31% по сравнению с 2021 г. Но мы не просто банк – мы создаем экосистему для инфраструктуры, которая дает возможность готовить проект, выбирать лучших подрядчиков, отвечает за реализацию проекта, что позволяет региону получать самый лучший продукт и по качеству, и по стоимости. И мы сейчас абсолютно не ограничиваемся привлечением финансирования Газпромбанка, привлекаем другие банки и институты развития и планируем двигаться дальше синхронно с государственной политикой по созданию новой необходимой инфраструктуры во всех регионах страны.