Россияне прокатятся на иранских машинах

Почти половина жителей страны уверены, что авто из Ирана могут завоевать доверие водителей

48% автомобилистов ожидают, что иранский автопром станет популярным в России, свидетельствуют результаты совместного опроса ВТБ и «Открытие Авто». Исследование проводилось среди автовладельцев или желающих приобрести легковую машину. В нем приняли участие 1457 респондентов в возрасте 18–65 лет во всех федеральных округах.

Так, 22% опрошенных уверены, что иранские производители завоюют доверие покупателей с помощью комфортных, технологичных и безопасных легковушек. Еще 14% прогнозируют рост спроса на «иранцев» на фоне выгодных цен, а 12% – за счет высокого качества комплектующих. При этом 16% россиян полагают, что машины из этой страны не станут популярны на отечественном рынке из-за большого выбора среди других марок.

Респонденты назвали и другие факторы, которые позволили бы иранским маркам прижиться в России. Среди них – широкий модельный ряд в бюджетном сегменте (52% опрошенных), локализация производства в РФ (27%), программы господдержки (22%), а также предоставление субсидий иранским автопроизводителям (16%).

Как полагает четверть участников опроса, легковушки из Ирана к концу текущего года могут получить около 1–2% от всего российского рынка, а еще 25% считают, что показатель может достигнуть 3–5%. В то же время каждый десятый респондент прогнозирует, что такие авто займут 6–10% отечественных торговых площадок, а более трети пока не уверены в перспективах этой страны.

В декабре 2023 г. иранский концерн SAIPA получил разрешение на реализацию своих авто в России. Ожидается, что в продажу поступят две модели. Первая – кросс-хетч Quik с пятиступенчатой коробкой передач или вариатором. Версия с 1,5-л бензиновым двигателем на 87 лошадиных сил будет стоить примерно 1,5‒1,6 млн руб. Второй вариант представляет собой седан Saina S, который разработан на идентичной платформе с Quik. Автомобиль доступен с механической коробкой передач и вариатором, а цена составит около 1,22 млн руб. По словам официальных дилеров марки в России, уже в этом году производство иранских машин должны запустить на белорусском заводе «Юнисон».

Однако сейчас только 32% россиян осведомлены о присутствии иранских марок на рынке. При этом глубокие знания об автопроме этой страны опрошенные мужчины демонстрировали в два раза чаще женщин – 44% против 21%. Больше всего осведомленных о новинках из Ирана автолюбителей живет на Северном Кавказе (42%), меньше всего – на Дальнем Востоке (20%).

Сегодня крупнейшим поставщиком автомобилей в Россию выступает Китай, который активно занимал освободившиеся площадки после ухода западных автоконцернов. Если в декабре 2022 г. концернам из КНР принадлежало 37% рынка, то по итогам 2023 г. показатель достиг 61%, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Одновременно доля официальных дилеров, представляющих интересы китайских марок в России, в январе 2024 г. увеличилась почти вдвое год к году. Сейчас у представителей из этой страны 2207 дилерских центров, в то время как годом ранее насчитывалось 1053 точки.

Самой популярной иномаркой в 2023 г. стала китайская Chery, по данным АО «Паспорт промышленный консалтинг». Концерн сумел продать 118 950 автомобилей на территории РФ. Далее следуют Haval (111 720 штук), Geely (93 553), Changan (47 765), EXEED (42 152) и OMODA (41 983). В десятку самых продаваемых иностранных машин попали Kia (33 580) и Hyundai (24 658), а также Toyota (23 318). В прошедшем году доля на рынке ранее востребованных корейских и японских автопроизводителей не превысила 2–4%. На фоне растущего сотрудничества с Индией в России могут появиться в том числе индийские машины. О готовности обсуждать подобный вид импорта ранее заявили в Минпромторге.