Туристов выводят на дорогу
Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», как следует из информации Минтранса, активно продолжается. В частности, он предусматривает проведение дорожно-строительных работ для обновления популярных туристических маршрутов. В 2024 г. планируется отремонтировать около 1100 км дорог, ведущих к объектам туристической отрасли – достопримечательностям и уникальным природным комплексам.
За прошедшие пять лет уже отремонтировано порядка 1600 км. При этом нацпроект предусматривает, что к 2030 г. в России должна быть максимально увеличена доля контрактов, при исполнении которых будут использованы наилучшие технологии и материалы в дорожном строительстве. Одна из таких технологий – устройство облегченных насыпей.
«Традиционные технические решения требуют привлечения тяжелой строительной техники, выборку или замену грунта. Они довольно трудоемкие и дорогостоящие», – пояснила председатель Российской ассоциации полимерных энергоэффективных материалов (РАПЭТ), кандидат технических наук Наталья Павленко. Но уже есть современные технологии, решающие эти проблемы, отметила эксперт. При использовании экструзионного пенополистирола в основании дорожного полотна сокращаются трудозатраты, объемы монтажных работ и сроки строительства. К тому же устраивать облегченные насыпи можно в любое время года, без учета таких процессов, как, например, застывание бетона в мороз.
Пенополистирол уже успешно используется при прокладке дорог в Арктической зоне, на болотистых почвах и в горной местности. Недавно эта технология нашла применение в Крыму, на участке со слабыми грунтами федеральной трассы «Таврида». Она также существенно ускорила строительство восьмого этапа автодороги в Севастополе.
Технологию устройства облегченных насыпей планируется применить и при строительстве дорог в Верх-Исетском районе Екатеринбурга, где находится тренировочная база для зимних видов спорта. Пенополистирол будет уложен, в частности, на участке дороги многофункционального биатлонного комплекса. Проектировщики собираются таким образом решить вопрос с подходом к путепроводу мимо газопровода на территории Московского лесного парка.
Если говорить об оптимизации расходов, технология использования полимеров (в первую очередь в основании автодорог) позволяет добиться существенной экономии финансов при строительстве. По экспертным оценкам, сокращение затрат может достигать 20% от первоначальной стоимости проекта, реализуемого по традиционной схеме.
По мнению декана факультета урбанистики и городского хозяйства Московского политехнического университета Кирилла Лушина, примеры применения блоков экструзионного пенополистирола показывают, что эта технология – отличное решение не только проблемы транспортной доступности объектов туристической сферы, но и драйвер развития Арктической зоны в целом.