Задача высокого передела
Санкционные ограничения способствуют более активному развитию глубокой переработки нефти в России, что позволит увеличить доходы федерального бюджетаПроизводство продуктов с высокой добавленной стоимостью традиционно является более выгодным по сравнению с сырьевыми продуктами: чем выше глубина переработки, тем выше цена товара и тем меньшую долю в его стоимости занимает стоимость транспортировки. Более глубокий передел сырья означает и большую вовлеченность трудовых ресурсов, и развитие научной базы. Создание продукции высокого передела (или глубокой переработки) повышает эффективность использования ресурсов, рентабельность производственных процессов и в конечном итоге увеличивает объем поступлений в бюджет – через налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.
Все это справедливо и для глубокой переработки нефти. Модернизация нефтепереработки проводится через внедрение вторичных процессов переработки нефти, к которым относятся термические процессы, каталитический крекинг, гидрокрекинг, каталитический риформинг, гидроочистка, алкилирование и изомеризация.
В России внимание государства в сфере переработки в настоящее время сфокусировано на вопросах насыщения внутреннего рынка нефтепродуктами и отсутствия роста цен на топливо выше прогнозных (инфляционных) уровней. Существенной господдержки нефтепереработки и мероприятий по увеличению глубины нефтепереработки как перспективной статьи пополнения бюджета сегодня нет. За последнее десятилетие в России не был введен в эксплуатацию ни один новый нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), а модернизация действующих предприятий сдвигается по срокам из-за удорожания финансирования, отсутствия фискальных мер поддержки со стороны государства и влияния санкций недружественных государств.
В этих условиях говорить о развитии нефтепереработки у малых и средних нефтяных компаниях не приходится – для них вторичные процессы переработки остаются недостижимой целью развития. Между тем малые и средние компании активно работают в этой отрасли как в недружественных (к примеру, США), так и в дружественных (Китай) странах. Потенциал малых НПЗ с гибкими условиями переработки под разные сорта нефти с возможностью поставки первичных продуктов переработки на крупные НПЗ с целью их доведения до товарных продуктов – это возможность для роста российской нефтеперерабатывающей промышленности. Но профильные регуляторы не рассматривают такой возможности, а малые и средние нефтеперерабатывающие предприятия не имеют единого общественного объединения для защиты их интересов и продвижения перспективной повестки в отрасли.
На фоне продолжающейся «экологизации» мировой экономики и увеличения доли гибридного и электрического транспорта основным риском для нефтеперерабатывающей отрасли является снижение потребления топлива – как котельного, так и моторного. Так как доля нефтехимических продуктов, получаемых из нефти, крайне мала по сравнению с долей топлив, при замещении бензина, дизеля, авиационного керосина и мазута альтернативными топливами возникает вопрос спроса на эти продукты.
В этой связи особое внимание отечественной нефтеперерабатывающей отрасли стоит уделять технологиям переработки тяжелого нефтяного сырья, а также каталитическим и гидрогенизационным процессам, позволяющим получать продукцию с высокими экологическими характеристиками. Такая продукция востребована в том числе на азиатских и африканских рынках, куда были переориентированы поставки отечественных НПЗ после введения санкций со стороны недружественных западных государств.
Задача по получению бензина 5-го экологического класса потребовала от собственников НПЗ нахождения вариантов создания композиций бензиновых фракций с определенными свойствами и пропорциями. Получать высокооктановые компоненты товарного моторного бензина из низкооктановых бензиновых фракций позволяет процесс изомеризации. Также с помощью технологии изомеризации возможно производство изомеров для дальнейшего выпуска пластмасс, растворителей и других химических продуктов. В органическом синтезе изомеризация углеводородов играет важную роль в синтезе фармацевтических препаратов, агрохимикатов и других органических веществ.
По данным Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, ряд критически важных технологий нефтепереработки уже получили импортозамещающие альтернативы, многие запатентованные разработки внедрены на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности. Например, запатентована отечественная технология каталитического риформинга бензиновых фракций, критически важная для получения высокооктановых автомобильных бензинов и производства легких ароматических углеводородов – бензола, толуола и ксилола. Ранее процесс каталитического риформинга осуществлялся только по иностранным технологиям. В 2017 г. работа над созданием этой технологии в России получила статус национального проекта.
Ключевым остается вопрос тиражирования и совместного использования технологий для повышения глубины переработки на всех нефтеперерабатывающих предприятиях. По сути, речь идет о переходе от модели капиталистической конкуренции к модели сотрудничества и совместного развития ради повышения энергетической безопасности государства.
В целом внимание к вторичным процессам нефтепереработки в России растет, но их активное развитие требует значительных инвестиций, а также мер фискального стимулирования. Основными направлениями для господдержки должны стать увеличение объемов гидрокрекинга для роста выпуска авиационного и дизельного топлива, увеличение объемов гидроочистки для производства топлив с повышенными экологическими характеристиками, ввод установок замедленного коксования для роста глубины переработки и обеспечения металлургической промышленности коксом, рост объемов изомеризации, каталитического крекинга и алкилирования в связи с ростом спроса на высокооктановый бензин, а также развитие производства нефтяного битума и серы.
Российская нефтеперерабатывающая промышленность имеет значительный потенциал модернизации. Текущие невысокие темпы модернизации обусловлены ограниченностью экспортных рынков и сдерживанием роста цен на топливо на внутреннем рынке. Еще одна важная причина заключалась в особенности мировой торговли: с 1991 г. и до недавнего времени основную роль в реализации российских нефтепродуктов играли иностранные трейдеры, которые не заинтересованы в росте производства в России продукции с высокой добавленной стоимостью.
Санкции, вводимые против нашего государства с 2014 г. и особенно с 2022 г., – ограничения на торговлю, транспортировку нефти и нефтепродуктов – способствуют прямому выходу российских компаний на рынки потребителей. Одновременно санкционные ограничения на доступ к иностранным технологиям дают импульс развитию собственной научной и производственной базы. Стимулирование российских технологий и глубокая переработка нефти на основе российских разработок позволят повысить научный и производственный потенциал нашей страны, а главное – получить больше средств в бюджет для исполнения социальных обязательств государства.