Инвестиции в рынок дошкольного образования упали на 98% за год

Чтобы восстановить интерес инвесторов, понадобится несколько лет, считают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Инвестиции в российские KidTech-стартапы (образовательные технологии в сфере дошкольного образования. – «Ведомости») в 2022 г. сократились на 98% год к году до $0,8 млн (67 млн руб.). Это минимальный показатель за весь исследуемый период. Для сравнения: в 2017 г. в сектор было вложено $3,4 млн (286 млн руб.). Это видно из исследования «KidTech: особенности развития технологий в дошкольном образовании в мире и России», проведенного Агентством инноваций Москвы (есть в распоряжении «Ведомостей»).

До прошлого года объем инвестиций в KidTech-рынок стабильно рос. С 2017 по 2021 г. объем сделок вырос почти в 12 раз. В прошлом году случился спад, причем в KidTech он оказался даже сильнее, чем на EdTech-рынке в целом, отмечают аналитики. Сумма вложений в российский EdTech за год упала на 81% с $149,2 млн в 2021 г. (12,5 млрд руб.) до $28,2 млн (2,4 млрд руб.) в 2022 г.

Лидером KidTech-рынка по объему привлеченных инвестиций за период с 2017 по 2022 г. стала онлайн-школа по обучению английскому языку для детей Novakid, в которую в сумме за три раунда вложили $40,8 млн (3,4 млрд руб.). В числе ее инвесторов фонды Learn Capital, TMT Investments, LETA Capital и др. Также в топ-3 сделок по деньгам вошли компании MEL Science, которая продает по подписке наборы для научных опытов, и Educate Online, платформа для дистанционного обучения в школах США, Великобритании, Канады и других стран. В сумме эти компании привлекли $22,2 млн (1,9 млрд руб.) и $5,2 млн (437 млн руб.) соответственно. Всего за исследуемый период на KidTech-рынке было проведено 32 сделки.

«В случае с KidTech даже одна не совершенная или перенесенная на следующий год сделка может заметно отразиться на статистике – например, в 2021 г. скачок инвестиций в сегмент в денежном исчислении связан с крупной сделкой Novakid», – обратил внимание партнер фонда ФРИИ Дмитрий Калаев. Это не отменяет общего падения интереса к венчурным инвестициям в прошлом году, добавил он. Чтобы восстановить оптимизм инвесторов, понадобится 2–3 года независимо от отрасли, прогнозирует эксперт.

Одной из причин падения рынка может быть тот факт, что часть стартапов, уже привлекавших инвестиции, перестали работать на российском рынке, говорится в исследовании. В их числе, например, разработчики обучающих приложений для детей IntellectoKids и развлекательно-образовательного приложения «Фоня» Tabi Land. Кроме того, в детском сегменте сложнее развиваться, там больше «офлайна», чем в традиционном EdTech, и, соответственно, требуется больше капитала, заметил основатель венчурной компании Daily Challenge Андрей Табуринский. На ситуацию повлияло и то, что инвестактивность на российском рынке в 2022 г. свернул ряд зарубежных фондов, добавил эксперт.

Для KidTech прошлый год оказался сложным с точки зрения не только привлечения раундов, но и ведения бизнеса, заметил основатель «Сказбуки» Кеша Скирневский. В частности, его образовательная платформа потеряла возможность принимать платежи через магазины приложений App Store и Google Play и, соответственно, пользовательскую базу из-за невозможности продлить подписку. Компании пришлось адаптироваться и выстраивать собственную систему приема платежей, сказал Скирневский.

Игроки на рынке отмечают снижение покупательной способности среди региональных клиентов – многие родители приостановили занятия «до лучших времен», добавила CEO компании «Садикум» Екатерина Лерман.

В целом KidTech-рынок, несмотря на маленькое количество сделок и небольшие суммы, остается интересным, считает Калаев: «Он сильно зависит от волн рождаемости, но в то же время это продукты и технологии, где люди традиционно не жалеют денег». Он ожидает, что в 2023 г. рынок будет восстанавливаться и по количеству сделок вернется к уровню 2021 г. В прошлом году KidTech ощутил заметное снижение инвестиционной активности, но в 2023 г. рынок начал оживляться, на нем появляются новые институциональные инвесторы, согласилась с ним Лерман.

В числе самых перспективных сегментов для инвестиций – game-based learning продукты (обучение через игру. – «Ведомости») и тренажеры, считает CEO онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов. Лерман отдельно выделила IT-решения для растущего сегмента частных детских садов (b2b) и развивающие малышей онлайн-платформы и приложения. При этом руководитель EdTech-кластера фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина считает, что инвесторам интересен прежде всего не возрастной сегмент или профиль обучения, а международный потенциал проекта и захват максимальной аудитории. Участники крупнейших сделок, например Novakid и Educate Online, изначально создавались как международные компании, заметила она.