В холдинге «Автодом» решили перенести выход на IPO на 2025 год

Компания хочет привлечь около 30 млрд рублей максимум за 30% капитала
АВТОДОМ

Группа компаний «Автодом» перенесла на 2025 г. планы по первичному публичному размещению акций (IPO) на Московской бирже. Об этом сообщил «Ведомостям» генеральный директор холдинга Андрей Ольховский. В конце 2022 г. «Автодом» заявлял, что будет стремиться выйти на IPO в течение 2023–2024 гг., если внешние факторы и макроэкономика будут благоприятны для этого. Но сейчас Ольховский считает, что наиболее правильным сроком будет провести размещение в течение 2025 г. По его словам, планируемый объем привлечения на текущий момент оценить достаточно сложно, но он предполагает, что компания может собрать порядка 30 млрд руб.

Объем размещения акций может составить до 30% от капитала, уточнил Ольховский. Доля будет зависеть от того, с каким капиталом компания подойдет к 2025 г., а также от макропоказателей и общей ситуации с бизнесом в России. Основную часть привлеченных инвестиций компания планирует направить на расширение производства на бывшем заводе Mercedes «МБ Рус» в Есипове Московской области, а также на организацию производства автокомпонентов.

По мнению топ-менеджера, 2024 год будет взрывным для автомобильной отрасли и при этом напряженным с точки зрения конкуренции – положительные результаты будут только у тех компаний, которые смогут привлекать достаточно крупные суммы для хеджирования динамики спроса.

Группа компаний «Автодом» – крупный российский автомобильный холдинг, основанный в 1992 г. и специализирующийся на продажах и обслуживании автомобилей сегментов премиум и люкс. Его дилерская сеть насчитывает 27 центров и шоурумов. В портфеле компании есть автомобили таких марок, как Aurus, BMW, Lamborghini, Porsche, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar и Ducati.

IPO в новой реальности

Проведение IPO «Автодома» в 2025  г. будет более выгодным для компании, полагает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Павел Гаврилов. Особенно учитывая высокую текущую ключевую ставку (13%) и риторику ЦБ в отношении будущих ставок и слабого рубля, добавляет он.

По словам эксперта, высокая ключевая ставка негативно влияет на интерес инвесторов к акциям. При более низких и «дешевых ставках» тяга к риску, наоборот, растет и инвесторы охотнее покупают акции. Кроме того, при росте ставок рыночные условия меняются, что может приводить к нестабильности на финансовых рынках. Так как «Автодом» продает автомобили, часть которых покупается в кредит, то чем дороже деньги, тем менее выгодно брать заем. В связи с этим покупательский спрос падает – а для публичной компании это негатив и снижение котировок, пояснил Гаврилов.

Руководитель блока корпоративно-инвестиционного бизнеса инвестбанка «Синара» Алексей Куприянов связывает перенос сделки на 2025 г. с внутренними процессами компании и ее готовностью к размещению, а не с ожиданиями определенного состояния рынка акций. В целом, по словам эксперта, как 2024 год, так и 2025-й выглядят перспективными для IPO, резюмировал он.

Перенос планов по размещению может говорить о приоритизации проекта внутри компании, предполагает управляющий директор ИК «Иволга капитал» Дмитрий Александров. IPO переходит из ближайшего приоритета в среднесрочный и, по мнению эксперта, это выглядит разумным на фоне необходимости показать стабильный результат уже в «новой» реальности, добавил эксперт.

Плюсы и минусы для инвестора

Оценка размещения компании с большим долгом не превышает 5 EBITDA за вычетом обязательств, говорит аналитик ФГ «Финам» Алексей Курасов. Прогнозная EBITDA «Автодома» в 2023 г. без учета валютной переоценки равна 9 млрд руб., долг на конец 2022 г. – 28,5 млрд руб. Согласно расчетам эксперта, примерный диапазон стоимости компании составляет 12–15 млрд руб.

Александров считает, что для проведения оценки холдинга на текущий момент недостаточно вводных. Он отмечает, что бизнес трансформируется и должно пройти время, чтобы понять результаты.

Показатели компании

Выручка группы «Автодом» по МСФО в 2022 г. упала на 46,9% до 47,4 млрд руб., прибыль – более чем в 2 раза (52%) до 2,5 млрд руб. Холдинг пока не публиковал результаты по международным стандартам за первое полугодие 2023 г.
По российским стандартам (РСБУ) выручка группы в 2022 г. снизилась на 39,32% до 41,65 млрд руб. Чистая прибыль при этом выросла на 6,81% до 2,09 млрд руб. В первом полугодии 2023 г. выручка «Автодома» выросла на 7,9% до 24,52 млрд руб. В отчетном периоде компания получила чистый убыток в размере 76,93 млн руб.

У компании нет аналогов, уверен Курасов. Ее акции для Мосбиржи стали бы почти уникальными, соглашается Гаврилов. Он не видит на бирже прямых конкурентов для «Автодома», но указывает, что на рынке есть автопроизводители со своими дилерскими центрами, например «Камаз» и «Соллерс». У «Автодома» прицел больше на сервисное обслуживание и дилерскую деятельность и, наоборот, перспективы лежат в направлении сборки, добавляет Александров.

Гаврилов назвал позитивным тот факт, что в портфеле компании помимо европейских марок присутствует российский бренд Aurus и несколько азиатских брендов, включая китайские. Многие западные бренды покинули российский рынок, а китайские начали занимать освободившуюся нишу, добавил эксперт. Но смогут ли автодилеры перестроиться и найти новые ниши после спада спроса на китайские авто, является ключевым вопросом, добавил Курасов.

Он отмечает, что бизнес испытывает давление после введения санкций. Это отражается в том числе на облигациях компании, которые торговались на уровне «мусорных», добавляет эксперт. Сейчас у холдинга в обращении находится один выпуск, который он разместил в конце декабря 2021 г. Его объем составил 5 млрд руб., текущая доходность к погашению находится на уровне 14,4%. В октябре 2022 г. рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности «Автодома» на уровне ruBBB+ со «стабильным» прогнозом.

На 0,03% снизился в понедельник индекс Мосбиржи

Главный бенчмарк российского фондового рынка по итогам основной сессии в понедельник, 2 октября, снизился на 0,03% до 3132,33 пункта. Его долларовый аналог индекс РТС потерял 1,53% до 992,19 пункта.
За это время доллар подорожал на 1,8 руб. до 99,77 руб., евро – на 1,6 руб. до 104,95 руб., а юань – на 0,11 руб. до 13,6 руб. 
Лидерами роста в понедельник стали бумаги «Сургутнефтегаза» (+3,74%), «Интер РАО» (+3,19%), привилегированные (+2,44%) и обыкновенные (+2,29%) акции «Татнефти», а также акции группы «Позитив» (+2,2%). Аутсайдеры – «Русгидро» (-2,76%), «Россети» (-2,38%), Polymetal (-2,35%), префы «Сургутнефтегаза» (-2,15%) и акции «Русала» (-1,89%). 
Стоимость декабрьского фьючерса на нефть марки Brent потеряла в понедельник 1,2% до $91,09/барр. Ноябрьский фьючерс на нефть WTI подешевел на 1,32% до $89,59/барр.
Текущее снижение индекса Мосбиржи укладывается в рамки локальной коррекции после четырехдневного роста на прошлой неделе, говорит старший портфельный управляющий УК «Первая» Яков Яковлев. Оно связано с негативной динамикой на глобальных рынках из-за ухода инвесторов от риска, а также на фоне значительного снижения нефтяных котировок, поясняет он. 
Во вторник в фокусе участников торгов останутся монетарные сигналы мировых регуляторов, сырьевые цены, динамика валютного рынка, геополитика, говорит инвестиционный стратег «БКС мир инвестиций» Александр Бахтин. Инвесторы во вторник обратят внимание на число открытых вакансий на рынке труда Штатов в августе (JOLTS). Московская биржа отчитается об оборотах за сентябрь.
Окончание налогового периода и снижение продажи валюты со стороны ЦБ снизили поддержку курсу рубля, говорит Яковлев. Базовые причины роста курса инвалют – повышенный спрос на них со стороны импортеров и инвесторов при ограниченности притока зарубежной выручки в условиях санкционных западных ограничений и добровольного сокращения Россией нефтедобычи, добавляет Бахтин.
Прогноз «БКС мир инвестиций» на 3 октября по индексу Мосбиржи – 3050–3200 пунктов. По оценке аналитиков, краткосрочный прогноз по паре доллар/рубль – 97–100. 

Спросу со стороны инвесторов на размещение акций компании на бирже могли бы способствовать низкие процентные ставки в стране, что сделало бы автокредиты более доступными, говорит Гаврилов. Сейчас рыночная конъюнктура, по мнению эксперта, уже не столь благоприятна, а потребители успели «закупиться».

Среди особенностей, которые делают инвестиции в компанию менее привлекательными, Гаврилов называет отсутствие роста продаж на фоне «дорогих денег» и слабость рубля особенно при отсутствии драйверов и дивидендов. Курасов добавляет риск сокращения покупательной способности, риск отказа старых партнеров от гарантийной помощи и возможные иски к дилеру от покупателей европейских марок. Александров предупреждает о возможном падении спроса на автомобили на фоне их удорожания из-за слабого рубля и ограниченных поставок.

Курасов также напомнил, что автодилеры ранее уже заявляли о планах по выходу на IPO, например «Рольф» и «Независимость». Однако «Независимость» уже обанкротилась, а «Рольф» так и не осуществил планы по размещению акций на бирже во втором полугодии 2022 г.