«Евротранс» объявил о сборе биржевых заявок на участие в IPO компании

Компания уже привлекла 11,2 млрд рублей в рамках допэмиссии
Андрей Гордеев / Ведомости

Один из крупнейших независимых топливных операторов России, «Евротранс» (бренд «Трасса»), начал сбор биржевых заявок на участие в первичном публичном предложении (IPO) на Мосбирже. Цена за акцию составит 250 руб. Торги бумагами с тикером EUTR и ISIN RU000A1002V2 планируется начать 21 ноября. Они включены в первый уровень листинга.

Подать заявку на участие в IPO можно до 20 ноября – тогда же завершится начавшийся 20 июня сбор внебиржевых заявок. Собирать и удовлетворять биржевые заявки компания планирует через своего брокера – компанию БКС. По результатам этого сбора компания объявит окончательный размер биржевого и внебиржевого размещения. Он ограничен предельным размером зарегистрированной ЦБ дополнительной эмиссии в количестве 106 млн акций, что составляет 100% от находящихся в обращении акций в настоящий момент. Именно этот пакет акций они и будут размещать с ценой на уровне 250 руб. за бумагу, поясняет инвестиционный советник «Открытие инвестиций» Алексей Калинин.

Участвующие в IPO инвесторы с помощью безотзывной оферты получат право приобрести дополнительные акции по цене размещения. Это стандартная мировая практика, говорит аналитик «Финама» Сергей Кауфман. По его предположению, менеджмент считает цену IPO удачной для компании и наличие оферты позволит в случае удачного размещения привлечь дополнительные средства для погашения долга или развития бизнеса в будущем.

Инвесторы могут приобрести акции по оферте в апреле и июне 2024 г. Использование оферты в апреле дает право на приобретение одной шестой от количества акций в собственности по состоянию на 15 января 2024 г. либо умноженное на 1,5 количество акций, приобретенных инвестором в рамках IPO. Сделка в июне будет учитывать владение акциями на 15 мая 2024 г. или удвоенное количество бумаг во время участия в IPO.

15 июня компания завершила период сбора заявок по преимущественному праву по цене IPO, т. е. 250 руб. на акцию. Этим правом воспользовались все существующие акционеры «Евротранса» и направили заявки на приобретение 4,8 млн акций на сумму 1,2 млрд руб. Еще «Евротранс» получила более 9 млрд руб. от 7000 инвесторов и около 1 млрд руб. по оферте от «дочки» «Трасса ГСМ». Таким образом, общая сумма привлеченных средств в рамках допэмиссии превысила 11,2 млрд руб.

Ожидается, что будет привлечен маркетмейкер для поддержания спроса и на его стабилизацию направят до 10% от объема биржевого размещения и до 5% от объема внебиржевого размещения. Как поясняет аналитик «Цифра брокера» Даниил Болотских, скорее всего, биржевые торги будут иметь ликвидность выше внебиржевых и поэтому компания планирует больше средств задействовать именно на бирже.

Оценка

«Евротранс» выходит на биржевой рынок, планируя привлечь максимально 26,5 млрд руб. Если компания разместит всю эмиссию, это будет крупнейшее IPO в этом году и по объему привлекаемых средств, и по количеству акций в свободном обращении (free float, около 50%). На недавнем IPO «Астра» привлекла 3,5 млрд руб. (free float 5%), сеть магазинов мужской одежды Henderson – 3,8 млрд руб. (free float 13,9%).

Капитализация «Евротранса» после размещения составит 53 млрд руб. Калинин считает эту оценку очень оптимистичной, Болотских – справедливой. Привлекательность компании для инвесторов может заключаться в диверсификации портфеля, объясняет Болотских. На Мосбирже компаний подобного профиля нет, отмечает он.

Интерес представляет и получение предстоящих дивидендных выплат, решение о которых будет принято 20 ноября – в день завершения сбора заявок, добавляет Калинин. Дивидендная политика компании предполагает выплату дивидендов в размере не менее 40% чистой прибыли за отчетный период не реже четырех раз в год. При этом с 2023 по 2025 г. «Евротранс» намерен направлять на выплату дивидендов не менее 75% чистой прибыли за отчетный период, поскольку «считает необходимым обеспечить доходность новым акционерам, принявшим участие в IPO», следует из его презентации для инвесторов.

Калинин допустил, что у инвесторов будет возможность купить акции по более привлекательной цене уже после размещения, на вторичном рынке. При этом Кауфман считает текущую оценку умеренно оптимистичной, а момент для проведения IPO удачным. Прибыль компании находится на повышенном уровне (по итогам девяти месяцев 2023 г. она выросла на 33,8% в годовом выражении до 2,5 млрд руб.) на фоне распродажи сделанных по низким ценам во время 2022 г. запасов. В следующем году данный фактор перестанет поддерживать финансовые результаты компании, в связи с чем прибыль может умеренно снизиться в годовом выражении, предупреждает аналитик.

Компания имеет высокую закредитованность по показателю чистый долг/EBITDA в размере 4,2х из-за наличия лизинговых контрактов с Газпромбанком, поясняет Болотских. Без учета лизинговых обязательств показатель снижается до 1,88х, что выглядит приемлемо, утверждает он. Если компания, как и ожидается, направит средства от IPO на погашение долга, то EV/EBITDA 2023E составит более 6, что для текущего состояния российского рынка означает наличие ожиданий по значительному росту бизнеса, добавляет Кауфман.

«Евротранс» планирует направить привлеченные в ходе размещения средства на реализацию инвестиционной программы. В частности, на строительство новых и превращение всех существующих автозаправочных станций (АЗС) в универсальные автозаправочные комплексы (АЗК) – до 10 млрд руб., а также на досрочный выкуп АЗК из лизинга.

Основные ожидания по росту бизнеса связаны с развитием сегмента зарядки электромобилей мощностью не менее 150 кВт, которые должны входить в структуру АЗК, отмечает Кауфман. По его словам, существенный рост этого сегмента не гарантирован даже в рамках Московского региона. Калинин также выражает сомнения по поводу реальных сроков окупаемости оборудования и заправок, учитывая количество электромобилей в России.

Как говорится в релизе от 3 ноября, в качестве обеспечительной меры акционеры компании обязались выкупить у инвесторов акции по повышенной цене в 350 руб. в случае невыполнения принятых ими условий. Эти условия ограничивают отчуждение акций компании до истечения 180 дней с момента начала биржевых торгов. А также предполагают, что в течение этого периода нельзя осуществлять корпоративные одобрения и проводить дополнительные размещения акций за исключением реализации оферты на дополнительную покупку акций.

По мнению Кауфмана, ограничения на продажу в течение 180 дней являются стандартной практикой, но обязательство по выкупу по повышенной цене действительно выглядит необычно. Аналитик полагает, что в реальности прибегнуть к подобному выкупу не придется.

По словам Болотских, аналогичное предложение владельцам акций компании «Развитие биотехнологий» (РБТ) делала материнская компания «Артген биотех» (бывший Институт стволовых клеток человека – ИСКЧ) в этом году, но там обратный выкуп зависит от выхода или невыхода компании на IPO в 2026 г., отметил эксперт.