Чего ждать от отчетности «Аэрофлота» за III квартал

Компания закончит год с убытками, но улучшит финансовое положение, считают эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

Группа «Аэрофлот» в среду, 29 ноября, представит результаты по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за III квартал и девять месяцев 2023 г. Опрошенные «Ведомостями» аналитики ожидают, что показатели компании улучшатся, так как III квартал у «Аэрофлота» является исторически самым сильным из-за сезона отпусков. Но компания все равно закончит год с убытками.

Аналитик «Цифра брокера» Даниил Болотских ожидает, что чистый убыток «Аэрофлота» по итогам III квартала сократится до 47 млрд руб. с 55,5 млрд руб. во II квартале 2023 г. Показатель EBITDA авиаперевозчика в III квартале в «Цифра брокере» ожидают на уровне 38,4 млрд руб. (+7% к/к) при маржинальности EBITDA 24%. В «БКС мир инвестиций» – на уровне 63 млрд руб. (+75% к/к, маржинальность – 33%), в «Сберинвестициях» – 67,4 млрд руб. (+88% к/к, маржинальность – 35,7%).

На то, что финансовое положение «Аэрофлота» улучшится в III квартале, указывает ранее опубликованная отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), говорит старший аналитик «БКС мир инвестиций» Дмитрий Булгаков. Из отчета следует, что чистый убыток «Аэрофлота» в III квартале 2023 г. по РСБУ сократился на 42% в годовом выражении до 13 млрд руб. При этом компания по бухгалтерским стандартам получила скорректированную чистую прибыль без учета курсовых переоценок в размере 17,6 млрд руб. против 5,8 млрд руб. скорректированной прибыли годом ранее.

Скорректированную чистую прибыль в предстоящей отчетности по МСФО за III квартал в БКС ожидают в размере 6 млрд руб. против скорректированного убытка 6,7 млрд руб. В «Сберинвестициях» ожидают этот показатель на уровне 18,7 млрд руб. (по методике расчета компании он изменится на 50% г/г). В «Цифра брокере» прогнозируют выручку «Аэрофлота» в III квартале в размере 160 млрд руб. (+14,6% к/к), в «Сберинвестициях» – 188,8 млрд руб. (+35% к/к), в БКС – 190 млрд руб. (+36% к/к).

Аналитик «Финама» Полина Щукина ожидает увидеть рост выручки на фоне улучшения операционных показателей, которые компания опубликовала ранее: пассажиропоток за девять месяцев 2023 г. вырос на 14,6% г/г с улучшением как на международных направлениях (+78,9% г/г), так и на внутренних (+5,6% г/г), а занятость кресел остается высокой (87,6%). В «Сберинвестициях» прогнозируют рост выручки по итогам девяти месяцев на 39% г/г до 441 млрд руб.

В этот период у компании может сократиться скорректированный убыток, говорят в «Сберинвестициях», прогнозируя его на уровне 36 млрд руб. Щукина говорит, что на прибыль негативно повлияет отрицательная курсовая переоценка лизинга и поскольку девальвация рубля достигла пика в конце III квартала, то скорректированный убыток за девять месяцев, скорее всего, превзойдет цифру за первое полугодие (20,083 млрд руб.).

В «Сберинвестициях» видят рост EBITDA за девять месяцев (методика расчета компании) на 10% г/г до 133,7 млрд руб. «Аэрофлот» не публиковал отчетность по МСФО в 2022 г. Но по словам старшего аналитика SberCIB Investment Research по транспортному сектору и недвижимости Георгия Иванина, показатель EBITDA компании за девять месяцев 2023 г. демонстрирует замедление роста – его маржинальность снизилась на 8,2 п. п. г/г до 30,3%. Это связано с завершением в марте 2023 г. программы субсидирования внутренних перелетов и сокращением размера компенсаций по демпферному механизму, которые были частично нивелированы мерами по оптимизации затрат, объяснил эксперт.

К раскрытию финансовых результатов по МСФО «Аэрофлот» вернулся в августе этого года, опубликовав отчетность за первое полугодие. Это является благоприятным фактором, отмечает Булгаков, ожидая, что рентабельность, скорее всего, продолжит расти, хотя риски тоже присутствуют. Эксперт рекомендует наблюдать за динамикой по расходам и за ситуацией с лизинговыми платежами. При этом в БКС рекомендуют «продавать» бумаги авиаперевозчика.

В «Цифра брокере» считают, что инвесторам стоит учитывать, что «Аэрофлот» – компания с высоким чистым долгом (на 30 июня 2023 г. он составил 538,2 млрд руб.), поэтому обращают внимание на изменение расходов по процентам после повышения ключевой ставки в середине августа. Рекомендаций по бумаге брокер не дает. В «Финаме» предлагают «покупать» акции «Аэрофлота» с таргетом 54 руб. за акцию (+42%) на горизонте 12 месяцев.

В «Сберинвестициях» в начале сентября присвоили акциям компании рекомендацию «держать» с целевой ценой 48,8 руб. (на тот момент акции имели ограниченный потенциал около 12%). Но за последние три месяца их цена существенно снизилась, отстав от рынка (минус 13% при росте индекса Мосбиржи на 3%), и теперь выглядит более привлекательно, отмечают эксперты.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики не ожидают от компании выплаты дивидендов в ближайшем будущем. По их мнению, «Аэрофлоту» сначала требуется пережить последствия санкций и ограничений из-за COVID-19, принесших компании убытки. Компания в последний раз выплачивала дивиденды за 2018 г. в размере 2,69 руб. на акцию (дивдоходность – 2,6%). В «Сберинвестициях» прогнозируют, что возврат к выплатам произойдет в 2026 г., но не исключают сценария и более быстрого восстановления.