В Нижнем Новгороде состоялся Альфа-Саммит 2025
Участники конференции обсудили трансформацию бизнеса и новые технологииАльфа-Саммит 2025 собрал в Нижнем Новгороде топ-менеджеров крупнейших компаний, представителей региональной власти, экспертов из Банка России и «Альфа-Банка», а также лидеров в сфере цифровых технологий и финансов.
Публикуем запись видеотрансляции, а также самые важные тезисы спикеров, прозвучавшие на панельных дискуссиях в рамках саммита.
Заместитель председателя Центрального Банка РФ Алексей Заботкин – об инфляции, ставке и инвестициях :
Ключевой итог 2025 г. – замедление инфляции после ее ускорения в предыдущие годы. Это результат жесткой денежно-кредитной политики.
Высокая инфляция – это рост издержек бизнеса и фактор неопределенности, который приводит к дорогому финансированию.
ЦБ ожидает возвращения инфляции к целевым 4% в следующем году, что позволит снизить ключевую ставку.
В экономике структурно будет поддерживаться более высокая реальная процентная ставка из-за высокого спроса на инвестиции.
Тезис о спаде инвестиций – миф. По итогам года инвестиции в основной капитал выросли, а их текущий уровень на четверть выше, чем в 2021 г.
О макроэкономической ситуации и денежно-кредитной политике рассказала главный экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова:
Экономика демонстрирует слабый, но положительный рост (около 1%), успешно адаптируясь к жесткой денежно-кредитной политике (ДКП).
Ключевые вызовы – низкая безработица, которая создает ограничения на рынке труда, и предстоящее повышение налоговой нагрузки в следующем году.
Драйверы технологического развития в России – бум онлайн-продаж (сохраняется с ковидного периода) и лидерство банковского сектора в цифровизации (1 трлн руб. годовых инвестиций в IT).
Будущее инноваций будет определяться спросом, который смещается от товаров к услугам.
Вызов для финансирования инноваций заключается в том, что доля предпринимательского финансирования в России пока уступает государственному, и необходимы высокие внутренние сбережения.
Региональный взгляд на экономическую ситуацию дал заместитель губернатора Нижегородской области Егор Поляков:
Регион переживает инвестиционный бум, но новые проекты поставлены на паузу из-за высоких процентных ставок.
По итогам 2025 г. года ожидается спад общих инвестиций в основной капитал на 2% и минимальный рост ВРП (~0,4%).
Острая бюджетная проблема заключается в том, что крупные компании забирают уплаченный в прошлом году налог на прибыль из-за убытков.
Безработица в регионе – самая низкая в России, что свидетельствует о «перегреве» экономики.
У Нижегородской области нет возможности для фискального стимулирования экономики.
Стратегический приоритет – перепрофилирование кадров из низкопроизводительных секторов (торговля, ЖКХ) в высокотехнологичные через агрессивные инвестиции в образование (IT-кампус, Национальный центр физики и математики).
Цель – наращивание постиндустриального сектора (наука, IT), где добавленная стоимость и зарплаты значительно выше.
О тенденциях в банковском секторе, в том числе с точки зрения цифровизации и инноваций, рассказал председатель совета директоров и президент «Альфа-Банка» Олег Сысуев:
2026 г. будет более сложным несмотря на рекордную прибыль банков в 2025 г.
Экономический рост во многом обусловлен «огромным слоном в комнате», о котором открыто не говорят.
Россия является мировым лидером в области банковской цифровизации, чему способствовала политика ЦБ и ожесточенная конкуренция.
Российские банковские онлайн-продукты опережают по качеству зарубежные аналоги.
О кибербезопасности рассказал вице-президент по развитию и обеспечению информационной безопасности ПАО «Ростелеком» Алексей Чугунов:
Россия находится в состоянии постоянного «киберпротивостояния», ежедневно отражая десятки тысяч атак.
Новый тренд: 25% атак происходят через цепочку поставок (подрядчиков, IT-компании, колл-центры). Устойчивость компании теперь зависит от самого слабого звена в этой цепочке.
Другой вызов – устаревшая IT-инфраструктура, обновление которой остановилось, что создает уязвимости.
Сейчас только 15% компаний готовы к отражению кибератак.
Киберинцидент может произойти с кем угодно, поэтому нужно обновлять устаревшую инфраструктуру, предъявлять требования по кибербезопасности к партнерам и поставщикам, а также иметь план восстановления (disaster-recovery plan).
Ключевой фактор риска с точки зрения кибербезопасности – человеческий.
Взглядом реального бизнеса на происходящее в российской экономике поделился основатель и генеральный директор фирмы «Сладкая жизнь» Альберт Гусев:
Бизнес переживает «тройной шок»: рост зарплат (до 100% за два года), высокая ставка при дефляции и стагнация спроса.
Ответ бизнеса – резкое ускорение роботизации. Высокие зарплаты сделали роботов-уборщиков и автономные погрузчики экономически окупаемыми (окупаемость ~1-2 года).
Инвестиции перенаправляются в повышение производительности труда и IT (искусственный интеллект для анализа данных).
Существующие ИИ-модели пока не справляются с практическими бизнес-задачами, такими как выявление скрытых потребительских трендов.
Малый бизнес находится в состоянии шока от налоговых изменений.
Директор по маркетингу, дизайну и привлечению клиентов, старший вице-президент Альфа-Банка Тимур Зулкарнаев – об ИИ, современных потребителях и умении коммуницировать с ними:
Наша тактика в Альфе – это акцент на внимание и пользу. Мы понимаем, что внимание сегодня нельзя купить, его можно только заслужить тем, как ты обращаешься с временем клиента и какую реальную пользу приносишь ему каждый день: сервисами, ИИ-решениями, продуктами и живыми проектами.
Мы смотрим на ИИ в продукте очень утилитарно: это не новое лицо бренда Альфы – это способ сделать сервис для клиента еще удобнее. Нейросети уже помогают нам в персонализации. За несколько лет банк построил систему: нейросети считают вероятность того, что конкретному человеку в конкретный момент зайдет то или иное предложение и формат – от пуша до баннера в банкомате. В итоге система персонализирует около 3,5 млрд маркетинговых касаний в месяц и при этом сокращает общий объем коммуникаций примерно на 25%, повышая продажи через свои каналы на 5–40% в зависимости от продукта.
Старший управляющий директор «Авито» Артем Кумпель – об экономике внимания и рекламе:
Основная идея «экономики внимания» – конвертировать внимание в прямой или косвенный доход, используя цифровые платформы и технологии.Однако архитектура интернета, нацеленная на свободные создание и циркуляцию информации, быстро привела к тому, что контента стало слишком много. Но когнитивные способности человека принципиально ограничены. 20 секунд – столько способны концентрироваться на чем-то миллениалы. Зумеры еще меньше – 8–12 секунд.
Если раньше дефицитным ресурсом была земля, вода или иные природные ресурсы, то сегодня к ним добавилось наше с вами внимание, также ставшее дефицитным, но при этом и значимым. Это привело к тому, что экраны наших ноутбуков, смартфонов и других гаджетов стали жизненно важным для выживаемости бизнесов. Успешная конкуренция за место на наших экранах – это вопрос монетизации и рентабельности компаний.
В России проблема дефицита внимания также стоит достаточно остро. Для привлечения и удержания внимания аудитории бренды придерживаются в основном двух подходов. Первый – использование ярких креативов и смелых рекламных сообщений, которые и запоминаются, и попадают в настроения аудиторий. Второй подход – работа с большими данными и алгоритмами рекламных платформ. Современные технологии анализа Big Data позволяют брендам лучше понимать поведение и предпочтения аудитории, что дает возможность создавать точечные и максимально релевантные предложения.
Вся реклама – это в целом сплошная математика и AI. Например, ML-модели, работающие под капотом «Авито Рекламы», показывают кампании рекламодателей пользователям, которые вероятнее заинтересуются покупкой. Алгоритмы получают коммерческий сигнал и понимают, что нужно аудитории и чем она интересуется.
Директор центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок – о будущем российской экономики и ключевых трендах:
Нужно шире смотреть на контуры будущего, учитывая не только ВВП, но и такие показатели, как уровень счастья, экология и технологический суверенитет.
Глобальные тренды многообразны (сотни, а не 5–10), и их нужно учитывать в комплексе. Среди ключевых трендов можно выделить старение населения («серебряная экономика»), биоэкономику, умные города, кибербезопасность и этику ИИ.
Главная проблема России – слабая коммерциализация инноваций («умеем подковать одну блоху, но не наладить завод по их производству»).
Доля инновационно-активных компаний в России (12%) все еще ниже, чем за рубежом, что является резервом для роста.