Красота по делу: могут ли произведения искусства в офисе повлиять на имидж компании?

На вопрос отвечают эксперты арт-рынка

Все больше российских компаний становятся клиентами арт-галерей, приобретая произведения искусства для своих офисов. Это признание факта: искусство положительно влияет на имидж компании и рабочую атмосферу.

«Исследования доказали, что искусство – независимо от того, нравится произведение зрителю или нет, – активирует у него участки мозга, отвечающие за восприятие вознаграждающих символов, вызывая положительные эмоции, улучшая настроение и общее самочувствие», – говорит директор департамента интерьеров компании ABD architects Денис Кувшинников.

Этот полезный эффект и используют компании, размещая предметы искусства в общественных и рабочих пространствах. В офисе ABD architects, например, в зоне ресепшн установлены вазы Alessi Crevasse от Захи Хадид. 

На работу – в культурный центр

Искусство в офисе – гораздо больше, чем декорация, рассказывает Инна Травина, руководитель департамента по управлению проектами строительства компании IBC Real Estate. Талантливые специалисты выбирают не только возможности для профессионального роста, но и комфортное, эстетически приятное пространство, которое вдохновляет. А наличие в корпоративном пространстве тщательно подобранных художественных объектов благотворно влияет на имидж компании и ее владельца – говорит о вкусе, креативности и нестандартном мышлении. 

Офисы с произведениями искусства выглядят более внушительно и профессионально для клиентов и партнеров и положительно действуют на сотрудников, стимулируя креативное мышление и улучшая климат в коллективе, вдохновляя работников на новые достижения, заключает Кувшинников.

Один из самых известных примеров приобретения арт-объекта для российского офиса – покупка «Лабораторией Касперского» в 2014 году на аукционе в Лондоне одной из восьми скульптур Сальвадора Дали «Триумфальный слон». Бронзовая композиция высотой 265 см установлена в московской штаб-квартире компании. В «Лаборатории Касперского» называют слона «необычным сотрудником», отмечая, что изумрудный оттенок бронзы удачно «гармонирует с корпоративными цветами и добавляет атмосферу вдохновения, которая, кажется, пронизывает все пространство вокруг». Также, признают в компании, для многих гостей этот арт-объект – прямой повод посетить офис. 

В частных компаниях офис может стать своеобразным выставочным пространством личных коллекций владельцев и партнеров, например в клинике «Чайка» размещено собрание современного искусства, принадлежащее собственнику. 

Более того, открытие коллекции для посетителей способно сделать офис своего рода культурным центром. Законодателем такой моды вполне можно считать французский финансовый конгломерат Societe Generale, который уже много лет приобретает в свою коллекцию картины, фотографии и скульптуры художников со всего мира и регулярно проводит выставки в штаб-квартире, отмечает Денис Кувшинников. 

Как бизнес выбирает искусство

Впрочем, покупки на иностранных аукционах признанных шедевров для украшения офисов в прошлом: сейчас владельцы офисов и общественных пространств не слишком готовы тратиться на арт-объекты и практически не приобретают зарубежных авторов, отмечает Инна Травина. Исключение – частные коллекции собственников. 

А вот для оформления общественных пространств в основном используются работы локальных художников с необременительной стоимостью от 150 000 рублей, причем иногда компании их даже не приобретают, а берут в аренду или просто выставляют, говорит она. 

В настоящее время покупают серьезное искусство чаще всего не для общедоступных пространств, а для приемных, кабинетов руководителей и VIP-переговорных, рассказывает Наталья Хацела, основатель галереи современного искусства Smart Gallery. «В течение восьми лет мы из года в год отмечаем рост продаж предметов искусства корпоративным клиентам», – продолжает она, добавляя, что в ее галерее на таких заказчиков приходится около 10–15% сделок. 

Самые активные клиенты, покупающие искусство для рабочих пространств, – IT, тяжпром и банкиры

Любопытно, что очень часто подобные сделки оформляются на физическое лицо – руководитель оплачивает покупку за свой счет, а не из средств компании. Самые активные клиенты, приобретающие искусство для рабочих пространств, – это руководители из IT, тяжелой промышленности, банкиры, отмечает Наталья Хацела. Изредка бывают медицинские компании, единичные сделки проводились с издательскими домами. «Случаев, когда работы приобретали представители креативных индустрий, я не вспомню». 

Сейчас в офисы очень редко берут «декоратив», даже если он очень качественный, а ищут именно то, что продолжит стратегию компании на уровне фирменного стиля и позиционирования, продолжает основатель Smart Gallery: «Поэтому, получая заказ на подбор картин, мы всегда изучаем сайт, фирменную стилистику, стиль общения компании с заказчиками».

В итоге представители бизнеса смело покупают концептуальное искусство, абстрактные работы. Чтобы их оценить, часто нужно, как говорится, «почитать либретто», говорит Наталья.

Предметное же искусство оказывается в офисах крайне редко: очень консервативные банки иногда позволяют себе пейзажи в академическом стиле, но не более того. «Мы не можем повесить в кабинете директора машиностроительного завода картины с цветочками, потому что это противоречит сути бизнеса, уводит в какую-то домашнюю атмосферу». Нужен же совсем другой эффект.

«Женщины-топ-менеджеры, составляющие большинство корпоративных заказчиков, нередко говорят: домой я бы такое не смогла купить, а в офис отлично подходит, потому что это жесткая и собранная работа, организующая пространство и мысли», – продолжает Хацела.

При этом вопрос, «а что сейчас модно», для корпоративных заказчиков обычно даже не стоит. Фамилия художника сама по себе для них роли не играет, они смотрят в целом на резюме – образование, выставочный опыт, наличие работ в музейных коллекциях. 

Очень ценится, когда художника транслируют государственные институции, такие серьезные, например, как Русский музей, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея. Многие представители бизнеса хотят получить коллекционную работу, которая теоретически должна расти в цене, но всерьез как инвестиции никто такие покупки не рассматривает. Все-таки задача искусства в офисе другая: подсвечивать стратегию компании и подчеркивать высокий уровень ее руководителей, говорит в заключение Наталья Хацела.

Читайте также