Спрос на помощь в поиске второй половинки только растет
Жизнь

Услуги свахи: кому они нужны?

Gettyimages

И почему спрос на них вырос в 21 веке?

C ватовство – достаточно архаичный вид деятельности, уходящий своими корнями в далекое прошлое. За многие столетия своего существования институт сватовства как таковой подвергался и романтизации, и  критике, и cатире, а в начале XXI века даже порицанию как рудимент безвозвратно ушедшей  эпохи. 

Казалось бы, многочисленные приложения для знакомств окончательно вытеснили традиционные брачные агентства и услуги частных свах. Однако так кажется лишь на первый взгляд.

В Японии за последние пять лет спрос на компании по подбору вторых половинок увеличился в четыре раза. Для сравнения, по данным Министерства здравоохранения и труда страны, во второй половине 2000-х годов браки, заключенные посредством о-миай – так в Стране восходящего солнца именуется договорной брак, – составили всего лишь 5,3%. 

О-миай – древний обычай самураев устраивать женитьбы для своих отпрысков с целью укрепления власти и защиты семейного богатства. Молодые знакомились через посредника, роль которого часто брали на себя соседи, родственники, знакомые, бывшие учителя и начальники или свахи, именуемые по-японски накадо. После формального представления – это и есть о-миай – девушкам и юношам давали несколько раз встретиться, чтобы те смогли понять, насколько они подходят друг другу, и в случае положительного настроя с обеих сторон назначался день свадьбы. 

На фоне сокращения числа новых браков и спада рождаемости спрос на услуги индустрии сватовства в Японии резко увеличился всего за 5 летyabai.com

Вплоть до 1960 года через о-миай в Японии совершалось около половины браков. Вопреки прогнозам прогрессивных японцев, отказ от этой практики не привел к взрывному росту бракосочетаний по любви. Наоборот, Токио неоднократно получал звание главного в мире города одиночек. Браки и рождаемость в Японии снижаются с каждым годом. Подсчитано, что к 2040 году одинокие люди будут составлять почти половину населения страны, при этом домохозяйства, состоящие из одного человека, достигнут 39%. Японцам-одиночкам даже разрешено на время арендовать семью и друзей, роль которых исполняют профессиональные актеры.

Проблемой озаботились и работодатели. Так, более 800 компаний зарегистрировались в приложении для знакомств на базе искусственного интеллекта в надежде помочь своим сотрудникам найти любовь. Это открывает возможность служебных романов, но японские начальники убеждены, что продуктивность работников с устроенной личной жизнью в разы выше. 

Эксперты отмечают, что похожая ситуация в менее гипертрофированной форме сродни и странам Запада, всерьез называя одиночество главной эпидемией XXI века. Но вопрос о том, cмогут ли приложения для знакомств с искусственным интеллектом и дополненной реальностью кардинально изменить ситуацию и когда-нибудь вытеснить с рынка сватов и свах, остается открытым.

Тотальная цифровизация фактически разделяет людей, и многие просто теряют навыки обычного общения

Галина Карасева

гендиректор брачного агентства «Импульс»

Профессионалы индустрии сватовства отмечают, что именно человеческий фактор является их главным конкурентным преимуществом. Опрошенные «Как потратить» сваты уверяют, что могут помочь выбрать партнеров на контрасте с технологиями, которые на самом деле заставляют пользователей отказываться от них. 

«Тотальная цифровизация фактически разделяет людей, и многие просто теряют навыки обычного общения. Такие люди часто идут по «энергосберегающему» пути – видимая простота общения в соцсетях или на сайтах знакомств дает иллюзию того, что человек в любой момент может познакомиться с подходящим партнером, поэтому можно не торопиться и выбирать бесконечно. В результате многие сидят на сайтах знакомств десятилетиями, не побоюсь этого слова», – объясняет генеральный директор московского брачного агентства «Импульс» Галина Карасева. 

«Офлайн-поиск партнеров находится на противоположном конце спектра. Финансовые вложения намного выше, но затраты времени ниже. С помощью сватовства, а не алгоритма, указывающего направление вашего будущего супруга, сваха ищет вам спутника жизни, улавливая нюансы, которые машинный механизм никогда не смог бы просчитать: анализируется не просто фото и пара строчек текста, а такие вещи, как юмор, язык тела, манеры, стиль в одежды и т. д.», – рассказывает директор брачного агентства Marriedandрappy Юлия Антоненко. 

Пользуясь услугами сайтов онлайн-знакомств, следует помнить, что около 10% всех профилей — ненастоящие, предупреждают экспертыGettyimages

Основательница агентства Vida Рейчел Мак-Линн убеждена, что сватовство – это не просто поиск пары, которая соответствует описанию клиента. Мак-Линн вспоминает, как одна женщина настаивала на том, что ее партнер должен быть архитектором с детьми в возрасте от 7 до 12 лет, и даже «указала приемлемые почтовые индексы в Лондоне». Эксперты призывают таких клиентов сохранять непредвзятость и показывают им более реалистичных кандидатов, которых выделяет не место прописки, а схожие жизненные ценности. 

Основными клиентами свах и сватов как в Японии так и за ее пределами сегодня являются люди от 30 до 60 лет, среднего достатка и выше, которые хотят познакомиться с человеком своего уровня. Работа качественной свахи сродни коучу, сотруднику по подбору персонала или даже психоаналитику. В ходе доверительной и конфиденциальной беседы эксперт по отношениям выделяет сильные и слабые стороны кандидата, прорабатывает ошибки и устраняет возможные внутренние барьеры, а также может дать советы по стилю и помочь отточить навыки общения. Как правило, агентство знакомств гарантирует и минимальное количество встреч с потенциальными партнерами. 

«Очень важно подготовить клиента к первому свиданию и получить обратную связь после него. Ведь никто не скажет прямо в глаза, как на тебя реагирует противоположный пол. А здесь есть возможность узнать, как прошло свидание, какое впечатление сложилось у другой стороны», – поясняет Юлия Антоненко. Основатель агентства H4M Matchmaking Тэмми Шакли называет себя и своих коллег по цеху агентами по любви. «Если бы вы были актером, вам бы нужен был подходящий агент, а здесь на кону личная жизнь человека. Следовательно, тоже нужен правильный агент», – отмечает Шакли. 

Как правило, в течение первого года у нас устраиваются примерно 40% клиентов, но о «средней температуре по больнице» говорить сложно

Юлия Антоненко

агентство Marriedandhappy

Специалисты по отношениям напоминают, что c развитием дистанционных способов общения люди на сайтах знакомств все чаще сталкиваются с фейковыми анкетами, мошенничеством и различного рода манипуляциями. Cогласно данным издания Bustle, фальшивых профилей минимум 10%. «Обращаясь в брачное агентство, человек может быть уверен, что его данные не будут выложены на всеобщее обозрение, что он может заказать поиск партнера под свой конкретный запрос и у него не будет «пустых» свиданий, где приходится выяснять всю правду о потенциальном партнере, применяя навыки детектива», – констатирует Галина Карасева из агентства «Импульс». 

Росту популярности сватовства, безусловно, помогла пандемия, из-за которой одиночкам стало труднее встречаться, а многие пары не прошли испытание карантином. 

«К нам часто приходят клиенты со штампами о разводе 2020 года. Люди посидели в четырех стенах с семьей, не все смогли это осилить. Таким образом, клиентов объективно стало больше», – продолжает Карасева. «Раньше вокруг брачных агентств была некоторая стигматизация. Сейчас гораздо больше людей всерьез спрашивают меня об этом направлении деятельности», – соглашается консультант по онлайн-знакомствам из Сан-Франциско Эдди Эрнандес.

Росту популярности брачных агентств поспособствовала также и длительная пандемияEast News

Впрочем, точных сроков, которые уходят на создание пары, свахи предпочитают не давать. «Очень много зависит, насколько человек открыт к знакомствам, не ставит ли сам себе ограничения, не боится ли встречаться. Иногда людям надо сперва разобраться с прошлым опытом, наладить эмоциональное состояние, а есть пары, которые уходят в отношения с первых свиданий», – признается Юлия Антоненко из агентства Marriedandhappy. «Как правило, в течение первого года у нас устраиваются примерно 40% клиентов, но о «средней температуре по больнице» говорить сложно. 

Среди кандидатов есть те, кто в принципе приходит после долгого счастливого брака – такие люди определяются очень быстро, буквально в течение первого месяца. А есть те, кто давно не был в отношениях и кому, возможно, нужна помощь психолога. В таком случае поиск партнера может и затянуться. Универсального ответа нет, у каждого своя история и запрос. Поэтому главное – верить, не терять надежды, знакомиться всеми доступными способами, в том числе и у нас», – резюмирует Галина Карасева. 

Мария Разумова

Читайте также