Календарь в камне

Уникальная коллекция зверей из сибирского нефрита ждет своего владельца

Рождение «Нефритовой коллекции 12 животных Восточного календаря» началось в 2017 году, когда арт-дилер и соучредитель фонда Maximilian Art Foundation Денис Арцинович познакомился с талантливым художником-камнерезом Сергеем Честюниным. 

Честюнин тогда работал в петербургской ювелирной мастерской, но потенциал его был намного выше, чем у обычного мастера, выполняющего чужие заказы. Он-то и предложил идею коллекции. А Денис с братом Максимом, владельцем ювелирного бренда MaximiliaN London, как раз давно мечтали такую собрать.

Максим и Денис – собиратели со стажем. Их коллекция камнерезного искусства, которую Максим начал собирать еще в 1990-е годы, оказалась настолько ценной, что 23 работы принял в дар Государственный Эрмитаж, а там далеко не у всех берут подобные подарки. 

Более того, по словам братьев, ее оценил сам директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Встретив Максима на приеме по случаю аукциона Sotheby’s, где старший Арцинович продавал работы из своей коллекции, он заметил, что музей был бы рад получить такую коллекцию в дар.

«Решение брат принял практически моментально, – рассказывает Денис. – И с 2022 года ее можно увидеть в Главном штабе, в зале номер 300». 

Неудивительно, что, имея большой опыт коллекционирования, Денис сразу оценил возможности камнереза Сергея Честюнина. Притом что Честюнин – самоучка. Музыкант по образованию, он в 24 года приехал в Санкт-Петербург из Свердловской области и без каких-либо навыков устроился подмастерьем к известному питерскому резчику и ювелиру Александру Веселовскому, который и обучил его мастерству. 

Далекий от профессиональных шаблонов, молодой камнерез выработал свой стиль, яркий и лаконичный.

Внимательный зритель сразу обратит внимание на то, что звери, созданные воображением художника, лишены всякого украшательства – у них четко выписаны только морды, лапы и хвост, шерсть прорисована лишь на отдельных частях тела; у дракона нет и намека на чешую, перья у петуха намечены схематично. Невольно представляешь себе, в какие каменные кружева одели бы своих зодиакальных животных китайские мастера! 

Некоторые фигурки приходилось не раз переделывать из-за некачественного сырья или ошибок в резьбе

Но выбранная мастером стилистика только подчеркивает типичность образов. В них всех угадываются характерные видовые черты.

Звери из «Нефритовой коллекции» предельно реалистичны: у них выразительные, очень живые морды и естественные позы: собака сидит на задних лапах, змея свернулась в клубок. И во всех скульптурах столько экспрессии, что кажется – они сейчас оживут. 

Сходство с живыми нефритовыми зверями придает и особая полировка, благодаря которой они кажутся лоснящимися, бархатистыми. 

А вот в размерах животных из коллекции реализма нет: и крыса, и лошадь одного размера – 15–20 см. Возможно, художник хотел подчеркнуть, что в китайском календаре они все равны.

Работа над коллекцией шла непросто. «Изначально предполагалось, что художник успеет создать ее за 3–3,5 года, – вспоминает Денис, – но с 2020 года в жизни мира, нашей страны и ее граждан столько всего произошло, что работа растянулась на пять лет. Некоторых животных приходилось переделывать из-за некачественного сырья или ошибок в резьбе».

Несколько раз в работе у мастера оказывался неподходящий материал – нефритоид, твердость которого ниже, чем у нефрита. В нем вязло сверло, почти готовая работа разрушалась, и приходилось начинать все сначала: искать нужный материал, заново скульптуру вырезать. 

Случались анатомические и композиционные ошибки, которые мастер замечал и начинал исправлять со свойственным ему перфекционизмом. Но в конце концов все трудности удалось преодолеть, и перед зрителем предстала неповторимая авторская коллекция, оригинальная, самобытная.

«Для меня «Нефритовая коллекция» стала первым серьезным кураторским проектом, – говорит Денис. – Она участвовала в Международном конкурсе камнерезного и ювелирного искусства «Серебряный бабр – 2021» в Иркутске, была представлена на выставке Гохрана «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России» в Государственном историческом музее в 2022 году, на выставке с Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге в 2023–2024 годах, на выставке «Арт-Москва» в апреле 2024 года». 

«Сейчас моя задача – создать достойный провенанс этой коллекции через серию выставок на различных площадках страны, прощупать рынок и найти покупателя, – продолжает арт-дилер. – Она может украсить и частное, и музейное собрание. Приобрести ее должен тот, кто в состоянии оценить ее ценность. И, конечно, ее нужно продавать целиком: нет смысла делить на части пятилетний проект, ведь его ценность как раз и заключается в целостности, в истории создания. Китайцы верят, что у золота есть цена, нефрит же бесценен. Нефритовая коллекция – как музыкальный инструмент, и я верю, что найдется маэстро, способный на нем играть, взаимодействовать с энергиями зверей, созданных талантом Сергея».

Читайте также