Шляпа в деле
Один из самых известных образов мужчины в шляпе создал Жан-Пьер Мельвиль в фильме «Самурай». Он снимал сотни дублей сцены, где Ален Делон поправляет шляпу, добиваясь идеальных движений рук, нежно придерживающих тулью и поглаживающих поля.
Шляпа у Мельвиля, который сам не снимал ковбойскую Stetson даже в помещении, служит особым выразительным средством. «Я не хочу привязывать героев к определенному времени, – говорил режиссер. – Не хочу, чтобы прочитывалось, будто действие происходит в конце 60-х. Вот почему в «Самурае» женщины не носят мини-юбок, а мужчины ходят в шляпах, чего, к сожалению, никто больше не делает».
В 1967 году, когда снимался «Самурай», шляпы уже действительно стали исчезающим видом. Еще в 1947 году специалисты американского Hat Research Foundation выяснили, что 19% мужчин не хотят носить головные уборы, потому что их обязывали делать это в армии.
В довоенной Англии в таких традиционных центрах шляпных производств, как Дентон и Стокпорт, мужчины, решившие прогуляться с непокрытой головой, запросто могли услышать оскорбления от работников фабрик, считавших, что подобное поведение унижает их ремесло.
Но если в 1930-е годы человек без шляпы действительно вызывал подозрение, а в 1950-е выглядел не вполне одетым, то к 1970-м шляпы стали казаться анахронизмом. Одной из причин исследователи называют массовое автопроизводство. В одних только США машиной обзавелись 55% населения, и чем ниже опускалась крыша автомобиля, тем меньше пространства оставалось для шляпы.
Сегодня мужчина в шляпе скорее вызывает интерес и любопытство. Поклонники костюмной классики и поднаторевшая в умении сочетать вещи разных стилистических регистров молодежь не дает окончательно исчезнуть традиционным производителям в Европе, обеих Америках и Австралии, где есть свои шляпные традиции и модели.
Пожалуй, единственная шляпа, застрахованная от полного исчезновения по причине своей исключительной практичности, – защищающая от палящего солнца панама. Лучшие из них делают в Эквадоре, а свое название они получили благодаря президенту Теодору Рузвельту, которого сфотографировали в подобном головном уборе в 1906 году на строительстве Панамского канала.
Эквадорские мастера соревнуются в искусстве тончайшего плетения волокон, получаемых из пальмовидной карлюдовики. Ее листья вываривают и вымачивают в воде, потом плетут из соломки крест-накрест верхушку тульи, переходя к полям. На каждый квадратный дюйм приходится от 10 до 30 соломинок.
Лучшими в своем классе считаются панамы из местечка Монтекристи. Отметка Montecristi может стоять и на головных уборах европейских брендов. Это означает, что их основа была сплетена в Эквадоре, а отделкой шляпы занимались европейские мастера.
Цена на панамы superfino (ультратонкие) может идти на тысячи долларов. Но и служат они вечность. Настоящую панаму легко перевозить: ее можно свернуть в трубочку и убрать в чехол. Такие есть буквально у каждого известного бренда.
Помимо классики Lock & Co или Borsalino стоит обратить внимание на итальянскую мануфактуру Tesi, которая специализируется на панамах с 1850 года. Кроме листьев пальмы производители используют также целлюлозу или синтетическую соломку – такие шляпы вполне способны выполнить свою работу: защитить от солнца и послужить модным аксессуаром.
Венская мануфактура Mühlbauer с 1903 года производит традиционные фетровые шляпы, однако помимо классики достойны внимания их панамы из сезаля (агава родом из Юго-Восточной Азии) и бумажного волокна. Выглядят они так, словно кто-то случайно сел на шляпу, а потом расправил и надел на голову. Их точно можно не бояться смять при перевозке.
Федора – еще один символ классики. Примечательно, что это редкий случай в моде, когда мужчины позаимствовали предмет из женского гардероба, а не наоборот.
Возникновение этой модели шляпы связано с популярной пьесой «Федора» (1882) французского драматурга Викторьена Сарду. Главную героиню, княгиню Ромазову, звали Федорой, по сюжету она была довольно смелой и любила носить мужские аксессуары, как и исполнительница ее роли Сара Бернар. Костюмерами театра «Водевиль» для Бернар был создан новый тип головного убора – более скромный, чем привычные женские шляпки, но все же не откровенно мужской: с одной ложбинкой сверху тульи и двумя по бокам. Театральные критики так и назвали шляпу – «Федора». Новая модель понравилась активисткам, выступавшим в защиту прав женщин.
Одним из первых мужчин, кто надел федору, был Оскар Уайльд. А уж когда в 1920-х годах главный инфлюенсер эпохи по части мужского стиля принц Уэльский (будущий Эдуард VIII) променял котелок на федору, она стала популярной мужской моделью.
Федоры и близкие к ним трилби и хомбурги (как правило, с более короткими и загнутыми полями) предлагают все без исключения шляпные бренды. Наибольшую вариативность цветов и широкий выбор женских моделей вы найдете у Borsalino. Помимо базовых цветов, каждый сезон марка представляет новую палитру оттенков и вариантов оформления шляп лентами, тесьмой, вышивкой, перьями...
Два главных английских бренда, Lock & Co и Bates, придерживаются проверенной годами и сдержанной классики. Однако лондонский магазин Bates на Джермин-стрит заслуживает визита ради довольно макабрического экспоната – чучелка кота Бинкса. Любимец сотрудников счастливо проживал тут с 1921 по 1927 год. По сей день кот с сигарой и в котелке недобро поглядывает из стеклянной витрины на клиентов.
Ковбойские шляпы и традиционные их производители явно переживают ренессанс благодаря тем, кто никогда не сидел в седле. Тут стоит сказать спасибо певице Бейонсе, эксплуатирующей кантри-стиль, а также Рианне и выводку Кардашьян. Их стараниями «самой знаменитой ковбойской шляпой» в мире была назначена модель из магазина Kemo Sabe из Аспена (Колорадо). Цены на их шляпы начинаются от $350, а дальше – что душа пожелает и позволит кошелек.
Правда, звездам достается порция критики за апроприацию ковбойского костюма от блюстителей культурной чистоты, но их голоса заглушает звук кассового аппарата в Kemo Sabe. Компания Stetson с момента основания в 1865 году считается самым известным производителем ковбойских шляп в США и никогда не испытывала недостатка в клиентах. Впрочем, федоры и панамы в ее коллекции тоже весьма современные.
Ближайших родственников ковбойских шляп – рейнджерские – стоит искать в Австралии. Недавно инвесткомпания Tattarang из Перта (владелец австралийского бренда одежды и обуви R. M. Williams) приобрела шляпную мануфактуру Akubra со 150-летней историей. Одна из самых известных моделей марки – шляпа с зубами аллигатора.
Однако, если шляпная классика по-прежнему кажется вам слишком консервативной, стоит обратить внимание на два бренда, которые смогли превратить шляпу в модный аксессуар. Американский дизайнер Ник Фуке, также горячо любимый звездами, удачно переосмысливает классику: панамы, федоры и ковбойские шляпы. Его модели часто вручную окрашены или намеренно протерты до дыр, декорированы бусинами, вышивками и фирменной спичкой, заткнутой за ленту на тулье.
Как и всё дизайнерское, шляпы Nick Fouquet стоят дорого. Однако завсегдатаи Pitti Uomo Superduper Hats делают не менее эффектные шляпы по куда более разумным ценам. В их коллекции вы найдете множество образцов с необычным декором, а вместо спички шляпы марки украшает кусочек самоцвета на тулье. Магазин и мастерская компании располагаются на старой табачной мануфактуре во Флоренции.
Автор: редактор телеграм-канала Bon Mot