Татьяна Ким в эксклюзивной съемке для «Ведомости. Как потратить»
Жизнь

Татьяна Ким: «Трудно сказать, где заканчиваюсь я и начинается Wildberries»

Ольга Тупоногова-Волкова

Основатель Wildberries и глава RWB за последний год проделала огромную работу не только над глобальными изменениями в своем бизнесе, но и лично над собой

М ы с вами записываем интервью для сентябрьского номера, это начало модного сезона, и основная тема, разумеется, стиль. О нем и предлагаю поговорить. Ваш стиль сильно изменился за последнее время. Что его сейчас определяет?

Последний год был периодом трансформаций, как для меня, так и для компании. На самом деле компания уже давно стала неотъемлемой частью меня, и трудно сказать, где заканчиваюсь я и начинается Wildberries. После объединения мы вышли на новый уровень, и речь не только о выходе в новые страны или категории (мы много чего запускали), но и об усилении тех социальных задач, которые мы ставим перед собой как бизнес, и тех, которые я ставлю перед собой как человек. Это отражается и на компании, и на мне. В чем‑то я переоткрыла саму себя и вернулась к своим истокам. Например, вернула фамилию, что тоже, на самом деле, отражает внутренние изменения.

Вы говорите, что уже сложно понять, где заканчивается личное и начинается бизнес. Ваш публичный образ – я имею в виду прежде всего внешний – как‑то отличается от того, который видят ваши близкие? 

Безусловно. Я понимаю, что быть публичным человеком – это ответственность, но при этом все равно стараюсь оставаться собой, не терплю фальши. Что касается образа, он не может быть одинаковым, поскольку моя деятельность в качестве руководителя огромной компании и публичной фигуры иногда требует определенного внешнего вида. Например, на форумах и встречах я, естественно, придерживаюсь делового стиля. А в обычной жизни предпочитаю более простые и легкие вещи, которые не стесняют движения. Когда ты глава большой компании, это накладывает определенные обязательства, но я нашла выход: иногда надеваю какие‑то интересные вещи. Допустим, на Питерском форуме я пришла на молодежный день в кастомных кедах, а в Душанбе надела платье-кимоно.

В прошлом году мы работали над осмыслением ДНК, атрибутов, архитектуры и других понятий, связанных с построением бренда. И моим личным, и новой компании RWB. Кстати, у Wildberries в этом году впервые вышел имиджевый ролик, в котором я тоже снялась сама. В общем, это был год трансформации и переосмысления. И здесь главное – оставаться собой при любых обстоятельствах. 

Татьяна Ким в эксклюзивной съемке для «Ведомости. Как потратить»Ольга Тупоногова-Волкова

Вот эти хулиганские вещи, как те же веселые кеды на экономическом форуме, это ваше решение или совет стилиста? 

Это мое решение, хотя у меня, естественно, есть стилист. Это был молодежный день, дресс-код без галстуков. Я решила немного покреативить – надеть кеды с рисунком из «Ведьминой службы доставки». Кстати, забавный факт: мы на постоянной основе собираем аналитику по продажам различных продуктов. Так вот, каждую минуту на Wildberries продается 150 пар кроссовок, а после этого случая, как сказали ребята из департамента RWB-исследования, был бум именно на кеды.

Вы носите отечественные бренды?

Конечно, ношу – и ношу с удовольствием. За последнее время у нас появилось много качественных российских брендов. И я горжусь тем, что в этом немалая заслуга и нашей компании. Вообще, это естественное следствие того, чем мы занимаемся – и в Wildberries, и сейчас уже в RWB: продвигаем и развиваем малый и средний бизнес. И я очень горжусь тем, что мы – компания, которая очень много сделала для становления предпринимательства в стране. 

Когда ты глава большой компании, это накладывает определенные обязательства, но я нашла выход: иногда надеваю какие‑то интересные вещи. Допустим, на Питерском форуме я пришла на молодежный день в кастомных кедах, а в Душанбе надела платье-кимоно.

Татьяна Ким

Основатель Wildberries и глава RWB

Вы имеете в виду проект «Платформа роста»? 

В том числе, да, но это далеко не единственная наша инициатива. Целенаправленно развитием малого и среднего предпринимательства мы начали заниматься с 2019 года. А в конце прошлого года при поддержке АСИ (Агентство стратегических инициатив. – Прим. ред.) мы запустили проект «Платформа роста», цель которого – помочь локальным предпринимателям фундаментально масштабироваться. Мы приезжаем в регион, отбираем местные бренды и даем им дополнительные инструменты для продвижения, обучаем в нашем центре поддержки предпринимателей PRO WB, помогаем выбрать якорный продукт из линейки, в общем, совместно с ними ищем всевозможные пути, чтобы они из локальных брендов становились глобальными. С начала года мы с командой посетили почти 30 регионов, взяли в проект более 500 брендов, а также уже запустили «Платформу роста» в Узбекистане. Как я уже сказала, в обществе большой запрос на отечественное. Думаю, и наш проект родился в ответ на запрос от потребителей и бизнес-сообщества. В каждой области или крае мы встречаемся с их главами, а также с локальными производителями. И я не перестаю удивляться, сколько у нас талантливых, креативных, амбициозных людей!

При этом вызовы, которые сейчас стоят перед нашими предпринимателями, стали другими, мы генерируем множество новых сервисов и изменений. «Платформа роста» – это ответ на вопрос, что делать дальше, после того как ты вышел на маркетплейс, начал стабильно зарабатывать и хочешь расти. Это инструмент, который должен, во‑первых, служить примером для всех предприятий, потому что мы не всех туда забираем, а буквально от 10 до 30 брендов из одного региона, а во‑вторых, растить, как мы их называем, «национальных чемпионов». Когда ты едешь по Москве и видишь на большом билборде интересный товар и надпись, например, «Произведено в Нижнем Новгороде», это вызывает радость. Причем ты видишь, что это хороший, достойный продукт, и у тебя подсознательно внутри растет чувство гордости за свою страну.

Татьяна Ким в эксклюзивной съемке для «Ведомости. Как потратить»Ольга Тупоногова-Волкова

Этот номер выходит в преддверии Восточного экономического форума, где у RWB запланирован модный показ. Что это будет? 

Во-первых, у нас огромная часть бизнеса сфокусирована в Дальневосточном регионе. В рамках деловой повестки форума мы запустим логистический комплекс во Владивостоке, подпишем несколько соглашений с губернаторами, проведем встречи с ректорами местных вузов и презентуем новые проекты.

Во-вторых, есть и неформальная часть форума. Это очень хороший способ пообщаться с партнерами, журналистами, командами губернаторов, обсудить что‑то вне деловой программы. Мы всегда стараемся, чтобы во всем, что мы делаем, были польза и смысл. Поэтому идея модного показа родилась не просто так. Мы перезапускаем премиум-направление «Бренды», смотрим в развитие новой ниши – премиум-сегмента. Нашим гостям мы представим лучших дальневосточных фешен-предпринимателей и услышим истории тех, кто превратил свою идею в настоящий бренд, можно сказать, поможем им быть услышанными на уровне целой страны. Мы хотим показать, как молодое поколение вдохновляется идентичностью родного региона.

В показе будут участвовать бренды, отобранные непосредственно из дальневосточных регионов. Конечно, часть из них с «Платформы роста», но будут и те, кто в нее не входит, но тем не менее достойны представлять свой регион, а также вызвать – это дополнительный эффект, который я для себя отследила, – положительную эмоцию. И да, мы хотим, чтобы люди посмотрели и увидели, что на Дальнем Востоке тоже есть хорошие вещи и предприниматели, которые их делают. 

Есть ли у вас лично любимые российские бренды? 

Я могу рассказать про те, которые меня заинтересовали, когда я знакомилась с участниками «Платформы роста». Например, в Тамбове мне понравился бренд с социальной составляющей. Девушка организовала производство вязаных игрушек, это надомная работа для мастериц разного возраста. Я купила у них игрушку, которую связала 80‑летняя женщина: это же потрясающая история, работать могут все, люди чувствуют себя активными, включенными. После поездки в Самару пастила от местного производителя теперь всегда стоит у меня в кабинете – отличная альтернатива к чаю для тех, кто считает калории. А сколько всего полезного у нас производится в Сибири! Например, меня впечатлила история одного предпринимателя, который оставил все свои дела и в качестве добровольца тушил там пожары. Он несколько лет разрабатывал систему организации разумного природопользования – бережный сбор, заготовку и прочее. И такие истории в каждом регионе. 

А если говорить о путешествиях по стране, какие места стали для вас открытием? 

Мы с командой очень много ездим в командировки – от Владивостока до Калининграда. Бывает и по пять поездок в месяц. И все мои путешествия, как правило, связаны с бизнесом. Мне нравится практически каждый регион, куда я приезжаю. Везде стараюсь найти свою особенность. Сейчас времени стало меньше, а раньше мне очень нравилось выделять по два дня на командировку, приехать накануне встречи, походить по городу и попытаться понять и почувствовать, как живут люди, и полюбить этот город как свой. 

Наверное, в силу национальности обладаю сильной эмпатией. Это называется нунчи – свойство корейской нации, когда ты пытаешься мгновенно считать все вокруг, прочувствовать.

Татьяна Ким

Основатель Wildberries и глава RWB

Что вы делаете, чтобы почувствовать город? 

Просто хожу! И смотрю на все. Наверное, в силу национальности обладаю сильной эмпатией. Это называется нунчи – свойство корейской нации, когда ты пытаешься мгновенно считать все вокруг, прочувствовать. Не то чтобы я хожу и влюбляюсь во все подряд, нет. Но к каждой поездке готовлюсь и всегда с радостью приезжаю повторно. Недавно ездила в Карелию, посчастливилось попасть на Валаам, хотя и не планировала. Там наш экскурсовод спросила, зачем, по нашему мнению, люди приходят в монастырь. Ну как зачем? Полюбить Бога, посвятить себя ему. «Нет, еще?» Я поняла, к чему она клонит, и вспомнила заповедь, где сказано, что нужно возлюбить ближнего, как самого себя. Оказалось, что на самом деле, когда приходишь в монастырь, ты должен прежде всего научиться любить именно самого себя. И только потом – остальных. Потому что как ты будешь их любить, если не любишь себя? 

К слову, о любви к себе. У вас есть свободное время? 

Это непростой вопрос. Я руководитель крупной компании и по совместительству мама семерых детей. (Смеется.) Мое дело – это и есть моя жизнь. Но у меня есть время, которое я планово трачу конкретно на себя. А еще стала иногда брать в командировки своих детей, совмещая дела с общением с ними. 

Что они делают, пока вы на деловой встрече?

Смотрят город, гуляют. А вечером мы проводим время вместе, обсуждаем прошедший день и любим книжки почитать. 

Вам важен бытовой комфорт?

Скорее да. Например, палаточный отдых я попробовала, галочку поставила – и все, больше я в этом не участвую. Для меня важен определенный комфорт, хотя я не слишком требовательна. Особое внимание уделяю питанию и режиму. Человеку с моим ритмом это просто необходимо. 

Татьяна Ким в эксклюзивной съемке для «Ведомости. Как потратить»Ольга Тупоногова-Волкова

А как вы спорт вписываете в свое расписание? 

Спорт для меня – это необходимость, потому что, если у меня не будет спорта, у меня не будет энергии. Все тренировки по утрам, так как никогда не знаешь, во сколько закончится рабочий день. Это дает правильный настрой вплоть до вечера. Например, люблю бег, потому что это время, когда я могу побыть сама с собой, подумать про бизнес-задачи. У меня четыре тренировки в неделю по утрам, они всегда системны, даже если я в командировке. У меня очень хорошие тренеры, которые уже знают, что мне надо, и адаптируют тренировки под мое расписание. 

Я знаю, что ваша мама готовит и вы очень любите корейскую кухню в ее исполнении. 

Я люблю корейскую кухню, потому что это связано с ощущениями из детства. Мама, семья, беззаботность. У нас на самом деле кухня была смешанная, но корейских блюд было много. Любая кухня, наверное, – это тоже культурный код. Но для меня основа – это самая простая наша еда: рис, листья салата и много маленьких закусочек. Ты собираешь разные вкусовые ощущения на простой-простой основе. И дети тоже любят то, что готовит бабушка. Это, скорее всего, тоже связано с поколениями, с сохранением своих корней, истоков. Дети очень любят все корейское, особенно старшие. 

Как вы проводите время со своими друзьями? 

Я очень люблю, когда у меня дома собираются гости, люблю устраивать праздники. Есть те, которые мы ежегодно отмечаем. Например, Пасху или Масленицу, дни рождения и так далее. Иногда ходим в кино. 

Татьяна Ким в эксклюзивной съемке для «Ведомости. Как потратить»Ольга Тупоногова-Волкова

Этот путь трансформации, на ваш взгляд, вы уже проделали до конца, пришли в какую-то точку, к которой стремились? Или вы еще в процессе?

Мне кажется, что для меня этап трансформации в большей степени завершен. Для компании, я думаю, тоже. Основа, скелет и даже мышцы есть. Осталось это все дошлифовать. Этап трансформации в смысле становления пройден. А то, как мы это дальше будем развивать, – это фактически жизнь. Жизнь компании, моя жизнь.

__________________________________________

Фотограф: Ольга Тупоногова-Волкова. Стилист: Эльмира Тулебаева. Ассистент стилиста: Елизавета Фесенко. Визаж и волосы: Елена Зубарева

На первом и последнем фото: топ Alavelarium, брюки Brunello Cucinelli (все ЦУМ), браслеты, серьги и колье Mercury. На втором фото: кресло Ox Chair от Solo Interiors, платье Jil Sander, туфли Dries Van Noten (все ЦУМ), серьги, браслеты и кольца Mercury. На третьем фото: платье Kiton; серьги, колье, браслеты и кольцо Mercury. На четвертом фото: жакет Tatyana Kochnova, брюки Kiton (ЦУМ), серьги Mercury

Надежда Караваева

Читайте также