Vincent Leroux
Деньги

Дизайн по цене кроссовок: прагматичный подход на выставке Maison&Objet

Vincent Leroux

П арижский смотр делится на две сессии: в январе и в сентябре. С этого сезона их разграничили. Раньше в январе показывали весенние новинки, а в сентябре – рождественский и зимний декор. Теперь же январь позиционируется как флагманская выставка, ориентированная на глобальное. Сентябрьский же смотр фактически отдали на откуп молодым дизайнерам и кураторам. Концептуальное наполнение выставки заявляет обо всем новом и прогрессивном. Ему вторит городская программа: в этот раз Парижская неделя дизайна, по традиции сопровождающая сентябрьскую сессию, праздновала свое 15-летие. К нему, в частности, приурочили открытие новых площадок с инсталляциями, например, масштабной дизайн-экспозиции в Гран-пале. Площадка демократизируется (наряду со многими, включая роскошные особняки-памятники вроде Hôtel de Sully): раньше здесь проходили показы высокой моды и ювелирного искусства, а теперь иммерсивные выставки молодого дизайна.

И это общий тренд: демократизация приходит на смену элитарности. Сегодняшние 20-летние, за которыми в мире интерьеров следят так же пристально, как в дизайне одежды, не верят в люкс. Арсенал их дизайн-привычек вращается вокруг практичных вещей на каждый день, обыгрывающих сочетание «цена – качество». Молодой дизайн с Maison&Objet стал тому очередным, но не лишним подтверждением. Авторы идут этим путем по-разному. Кто-то сосредотачивается на дизайн-смете. Кто-то продвигает апсайклинг (когда ненужные вещи получают вторую жизнь). Кто-то берет экспериментальные и дешевые материалы, убивая двух зайцев: и спасая планету в рамках экоповестки и ответственного потребления, и сокращая расходы на производство. 

Новинки Design House StockholmAnne-Emmanuelle Thion

Например, французы, студия Hall Haus, ратуют за локализацию производства: делать дома и из своего. Так дешевле и этичнее. Коллекция их металлической мебели вращается вокруг родной, французской стали и местных фирм. Ребята гордятся, что в итоге их мебель стоит не больше модной пары обуви (а это в мире 20-летних, конечно, кроссовки). Молодые дизайнеры из Германии, которым в этот раз была посвящена главная площадка показа нарождающихся талантов Future On Stage, также проповедуют функционализм за разумные деньги: вырезают светильники из цельного куска алюминия, чтобы сократить расходы на производственный процесс и трату материала, и экспериментируют с разного рода вторсырьем с целью закольцевать жизнь вещей. 

Ядром выставки стал кураторский проект Welcome Home дизайнера Амели Пишар, объединивший вещи нескольких сотен участников смотра, которые подпадали под ее концепцию. Дизайнер решила скрестить прежние и нынешние представления о комфорте, пропагандируя доступные всем и каждому интерьеры, в которых есть место всякому: и вещам от ИИ, и крафту. «Дерзкий визионер», как называют ее коллеги, Амели уверена, что творчество дизайнера – это лаборатория экспериментов. И это необязательно про технологии. Экспериментировать можно и с ремеслом, и с новыми материалами вроде биополимеров, и с вдохновением от OpenAI, и с многовековой резьбой по дереву. 

Проект Welcome Home дизайнера Амели Пишар украшал афишу выставки Maison&ObjetПресс-служба

И наконец, нельзя не сказать об апокалипсисе. По крайней мере, именно такие ассоциации вызывает инсталляция Coraux de la Liberté (на первом фото): текстильный дизайнер Од Франжу полгода плела из хлопковых нитей сложную конструкцию в виде кораллов, которые как бы прорастают изнутри Июльской колонны на площади Бастилии. Наполеон планировал воздвигнуть здесь фонтан в ознаменование появления в городе постоянного трубопровода. (Работа Од отсылает к этой главе истории монумента.) Несмотря на визуальные ассоциации с Зоной из «Сталкера» или «что будет с миром, когда люди исчезнут», проект неожиданно оказывается в пику всему молодому и прагматичному. Никакой функции у этих красивых текстильных конструкций нет. Никаких сверхзадач по экономии ресурсов и времени они не решают. Зато празднуют всё, чем всегда на самом деле славилась Франция: доведенное до абсолюта мастерство ручной работы. Хочется верить, что эти традиции не уйдут на фоне демократизации и уже, кажется, доведенного до абсолюта прагматизма. (Кстати, в экспозиции тех же молодых немецких дизайнеров выделялись штучные бокалы для вина Römer от студии FAN Collective – ручной работы и вдохновленные традиционной посудой крестьян с берегов Рейна…)

Надя Куприна

Читайте также