Жить чужим умом

Сможет ли искусственный интеллект заменить реальных дизайнеров?

Робостанция, ВДНХ, 2023 год. Роботы со всего мира забавляют посетителей: тут вам и Василий из «Сколково», похожий на Громозеку из «Тайны третьей планеты», – рассказывает анекдоты. И милейший болтун Виталик-кристаллик, и танцующая собачка из Китая. И даже некий Промобот, который именует красавицами всех присутствующих здесь дам.

Мой десятилетний сын играет с роботом в настольный футбол. И тот почему-то все время начинает партию первым. «Нечестно же», – возмущается сын, но после ожесточенной борьбы все-таки выигрывает. На экране статистика: робот выиграл 96 партий за день, человек – 7. 

Способности роботов опережать людей очевидны: в отличие от человекообразных робот не переживает, не спит и не нуждается в еде. Еще в далеком 2015 году исследователи из Йельского университета и Оксфорда узнавали у специалистов в области искусственного интеллекта (ИИ), с какой скоростью будет идти его развитие. Те доложили, что к 2060 году ИИ – те же роботы, то есть машинные мозги (не путать с мышиными), – обойдут человека во всем.

Из-за этого туманного «во всем» и общей шумихи вокруг модной сегодня темы некоторые представители творческих профессий боятся ИИ как огня. Волнуются, что роботы придут и отберут у них работу, устраивают, как голливудские сценаристы, забастовки, по сути признавая, что ИИ им, в общем-то, уже и ровня. Есть и те, кто делает вид, что тема их не касается: надеются, что вопрос рассосется сам собой.

«Часто мы боимся нового – и это нормальный и адаптивный страх, но иногда он может также сильно нас и ограничивать. Страшно пробовать новое, но без этого мы не растем. Способность выдерживать неопределенность можно развить – формировать успешный опыт и опираться на него», – говорит об этом психолог Анастасия Каменская.

Тем временем среди тех, кто боится нового, не просто некие аутсайдеры, а, между прочим, знаменитая парижская выставка Maison et Objet, на которой традиционно выставляются ключевые новинки дизайна со всего мира. И на последней сессии, прошедшей в начале сентября 2023 года, тема технического прогресса и роботизации отсутствовала практически полностью! Как будто прогресс – это что-то далекое от ремесла и творчества. Как будто не экспериментировал сто лет назад с металлическими рамами от велосипедов Марсель Брейер – и мы до сих пор всем миром сидим на стульях из этих рам. Как будто Корбюзье не выдумывал не просто дома, а целые новые миры с библиотеками, бассейнами, игровыми пространствами – а сейчас в зданиях, построенных по его мечтам, живут люди, мебелью, которую он придумал, пользуются миллионы.

Неужели прогресс и эксперименты кажутся французским законодателям трендов дизайна опасными – или даже несерьезными?

А между тем ИИ – полезнейший инструмент для дизайнеров среды. Как уже стало очевидно с появлением ChatGPT, машины неплохо генерируют профессиональные – нехудожественные – тексты. Даже получше многих людей.

С «картинками» сложнее: чтобы нарисовать уникальный рисунок, требуется воображение, а с этим у роботов всегда будут проблемы. Собственно, поэтому они никогда и не смогут полностью заменить профессионалов – тех, кто в своей сфере лучший. Что бы там ни утверждали исследователи.

Зато машинные мозги прекрасно справляются с отбором и классификацией информации – и не использовать эти возможности ИИ было бы глупо.

Благо инструментов на рынке уже очень много. Например, готовые платные решения, такие как Interior AI, Spacely AI, Gepetto, или Myroomdesigner AI, в которых можно загрузить фотографию нужного помещения и протестировать различные варианты расстановки мебели или придать помещению интересующий вас вид.

Подобные приложения есть и у мебельных брендов, в частности у Ikea. Они удобны для тех, кто не является профессионалом в сфере дизайна, например для риелторов или для будущих покупателей недвижимости: всегда можно заранее посмотреть, как будет выглядеть квартира с другой мебелью.

В новой цифровой реальности особым преимуществом будут пользоваться три группы людей: те, кто способны успешно и творчески сотрудничать с умными машинами; те, кто являются лучшими профессионалами в своей области; те, кто имеют доступ к капиталу
Кэл Ньюпорт
профессор, автор книги «В работу с головой»

За этими сервисами, а также за многими другими скрывается Stable Diffusion – инструмент с открытым кодом, который при наличии определенных технических навыков можно доработать по своему желанию. Для генерации изображений также используют Midjourney или Dall-E 2. Из отечественных сервисов для генерации изображений можно отметить бесплатный сервис Kandinsky 2 от «Cбера».

Разумеется, эти инструменты потребуется освоить. Скорее даже, захотеть освоить. Еще в 2016 году в книге «В работу с головой» американский профессор Кэл Ньюпорт отметил, что в новой цифровой реальности – в которой мы с вами, собственно, уже живем – «особым преимуществом будут пользоваться три группы людей: те, кто способны успешно и творчески сотрудничать с умными машинами, те, кто являются лучшими профессионалами в своей области, а также те, кто имеют доступ к капиталу». И если быстро нарастить капитал под силу единицам, то расширить свое восприятие и начать быстрее обучаться, чтобы работать с машинами, смогут многие.

На обучение дизайнеров среды ИИ-технологиям делает ставку Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. По словам Андрея Волкова, который отвечает за внедрение систем искусственного интеллекта в образовательные программы университета, студентов «стараются не приучать к готовым платным инструментам, тем более что большинство из них основывается на open-source-решениях, а учить подбирать, настраивать, дообучать и компоновать открытые инструменты под задачу».

«ИИ-инструменты, – объясняет Волков, – уменьшают количество рутины. Поиск референсов, быстрое создание множества прототипов за короткий срок, автоматизированная ретушь изображений, видео, 3D – это уже доступно или будет доступно дизайнеру в ближайшие пару лет. Прямо сейчас активно разрабатываются мультимодальные нейронные сети, способные одновременно работать с разными форматами данных: текстом, изображением, звуком. Как результат, можно подать инструменту техническое задание с текстовым описанием и несколькими изображениями-референсами и получить готовый прототип».

Крайне интересным для дизайна среды может стать нейрорендеринг, считает эксперт: «Дизайнер создает план помещения, размещает на нем объекты мебели, выбирает стиль оформления, и нейросеть создает множество вариантов «фотографий» помещения в выбранном стиле с указанного ракурса».

Некоторые дизайнеры уже активно используют возможности ИИ и, как они сами считают, работают с ним еще эффективнее.

Так, Марина и Антон Фруктовы из российского дизайн-бюро Fruktov Interiors рассказывают, что «после глубокого изучения, экспериментов с разными промптами (промпты – запросы, которые пишут для нейросети, чтобы она генерировала необходимый результат. – Прим. авт.) и создания более 15 000 изображений» они используют Midjourney «для создания концептов». 

Дизайнеры также подчеркивают, что одним из основных преимуществ ИИ является скорость – моментальная визуализация любой идеи: «Это помогает больше экспериментировать с различными образами и необычными сочетаниями, даже самыми нетипичными, не тратя время на создание самого изображения, будь то эскиз или 3D-визуализация». Однако сразу же уточняют: сгенерировать изображение, которое стопроцентно соответствует пожеланиям заказчика, сложно, для этого требуется большой опыт сразу в нескольких сферах.

Итак, чтобы извлечь выгоду из новых высокотехнологичных инструментов, нужно всего лишь научиться ими пользоваться и найти правильное применение полученным знаниям. Никто не мешает дизайнерам рисовать от руки, ходить по музеям, путешествовать в поисках вдохновения и давать волю своей фантазии. А ИИ, как настоящий помощник, просто поможет работать и творить быстрее.

Читайте также