Ипотечный кризис в Сочи

На одном из крупнейших банковских форумов России – Сочинском – банкиры рассказывали, как разочаровались в ипотеке. В приватных беседах они признавались коллегам, что их банки все чаще не выдают ипотечные кредиты.
Д.Гришкин

За несколько лет банковский форум в Сочи, традиционно проходящий в начале сентября, превратился в одно из наиболее значимых мероприятий в отрасли. И многими любимым – под теплыми лучами солнца приятно было обсуждать радужные перспективы роста.

Классические ипотечные программы исчезают, банкиры боятся паники клиентов, констатирует предправления екатеринбургского СКБ-банка Владимир Пухов: "Мы выкрутились за счет того, подняли ставки до 16-19%, по сути превратив ипотеку в потребительский кредит, и втрое снизили объемы выдачи. Часть ипотечных экономистов пришлось перебросить на потребкредитование, а кого-то, к сожалению, уволить".

В этом году оптимизма у банкиров поубавилось. Подставляя пляжному солнцу слегка загорелые животы, за пивом или коктейлем они с большей тревогой обсуждали насущные проблемы. Наибольшей популярностью, пожалуй, пользовалась тема ипотеки.

Ипотека в стране встала, региональные банки ее больше не выдают, можно было услышать в перерывах между сессиями Сочинского форума. Банкиры бы и рады в этом вопросе действовать сообща, да вот только действенного рецепта никто из них предложить коллегам так и не мог.

"У нас нет длинных денег, что же вы хотите!", – говорит Илья Марков, директор департамента сопровождения регионов Русь-банка. У самого Русь-банка выдачи идут, уверяет он, правда, минимальные.

Все в ожидании поддержки от государства, возобновления активности АИЖК, а сейчас рынок гибнет, и никто об этом не заботится, строители уже задыхаются без денег, перечисляет Пухов: "Самое обидное, что нужно перетерпеть год-полтора до открытия рынков".

В ЦБ не разделяют мрачных настроений. "Ипотека растет очень быстро. С моей точки зрения, – избыточно быстро. И здесь надо взять паузу, собственно, некоторые банки уже это сделали, – был хладнокровен первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. – У нас условия ипотеки избыточно рискованны. Надо тщательнее работать с заемщиками, больше уделять внимание риск-менеджменту".

"В ЦБ нам отвечают, что для них главное минимизировать системные риски, а ипотека оказалась никому не нужна, – с видимым безразличием говорит топ-менеджер регионального банка, медленно смакуя третий бокал вина, но быстро и нервно подергивая при этом плечами, – и это после того, как нас убедили сотрудничать с АИЖК и ВТБ, и многие отстроили работу под них, а теперь не понимают, что с этим хозяйством делать".

После бодрых докладов о росте портфеля и рекордах выдачи на пленарных заседаниях представители банков федерального уровня предаются кулуарному настроению. И в приватных беседах признаются коллегам, что их банки тоже все чаще не выдают кредиты. "Ипотеки нет, автокредитование закрыли, а пластиком мы никогда масштабно не занимались – ждем лучших времен", – досадует топ-менеджер крупного розничного банка.

"Все ждут лучших времен, переоценивают кредитную политику. Полегчает обязательно, если нас конечно политики совсем не изолируют от мировых финансовых потоков – после осетинского конфликта работать стало еще сложнее", – ожидает Марков.

Разговоры о том, как банкиры не выдают ипотеку, напоминают аналогичные беседы 1998 г. или 2004 г., когда речь шла о выдаче вкладов или переводе платежей из банка. "Если вы напишете, что мы приостановили выдачу, на следующий день банк будут штурмовать вкладчики! Я же не сумасшедший!" – настаивал на конфиденциальности член правления банка из топ-30.

"А потом тоже станется с остальными – повалимся как домино!" – откликнулся рядом стоящий банкир.