"Газпром нефть" подсуетилась

Всего через день после гневного выступления Дмирия Медведева по поводу дороговизны авиакеросина "Газпром нефть" объявила о снижении цен на него. Остальные пока молчат.
Д.Гришкин

Всего через день после гневного выступления президента Дмирия Медведева по поводу дороговизны авиакеросина "Газпром нефть" объявила о снижении цен на него. Остальные пока молчат.

В других нефтекомпаниях ("Роснефть", "Лукойл", ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз") почин "Газпром нефти" пока не подхватили и от каких-либо комментариев на эту тему воздерживаются.

Что за компании имел в виду Сечин, не ясно. Представители "Аэрофлота", "Трансаэро" и "Ютэйр" уверяют, что у них таких случаев никогда не было. Представители "Лукойла" и "Роснефти" затруднились прокомментировать слова Сечина. Получить комментарии остальных на эту тему пока не удалось.

"Газпром нефть" объявила сегодня о 12%-ном снижении оптовых цен на авиакеросин по всем вновь контрактуемым объемам. По мнению компании, это приведет к соответствующему снижению цен в российских аэропортах. В итоге, отмечается в пресс-релизе, с августа этого года отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов "Газпром нефти" на авиатопливо снизились в среднем на 30%.

Теперь, получается, должны снизиться и цены на билеты – во всяком случае у тех перевозчиков, которые получают топливо "Газпром нефти". "В сентябре, когда керосин подешевел на 10%, мы понизили цены на билеты", – вспоминает представитель "Трансаэро" Сергей Быхал ("Газпром нефть" обеспечивает больше 25% топлива этой компании). На внутренних рейсах билеты подешевели на 3-5%, в СНГ – 2%, дальнее зарубежье – 1,5%, перечисляет Быхал.

А "Газпром нефть" обещает не ограничиваться только авиатопливом. С понедельника на всех автозаправках "Газпром нефти" все виды топлива подешевеют в среднем на 1 руб. за литр, говорит представитель компании Наталья Вялкина. Кроме того, добавляет она, сейчас в торговле дизельным топливом компания переходит с летнего сорта на зимний, но продаваться он будет по цене летнего. Исходя из разницы оптовых цен на зимнее и летнее дизтопливо (по данным ИЦ "Кортес") в рознице зимнее должно стоить дороже на 4-5 руб. за литр.

Еще вчера ситуацию с ценами на керосин назвал "безобразной" президент Дминтрий Медведев.

"Несколько месяцев назад цена на нефть составляла $140 за баррель. Сейчас цена в два раза меньше. [Но] это никак не отразилось на ценах на керосин. Ситуация просто безобразная", – возмущался президент (цитата по www.kremlin.ru). "Наши [нефтяные] компании, насколько мне известно, торгуют по месячным контрактам, — отмечал Меведев. — Даже исходя из этого можно было откорректировать эти цены. Какую ж нужно норму прибыли закладывать, если в этой ситуации никаких изменений не произошло?".

Недовольны ситуацией и большинство авиаторов. Цена нефти упала до уровня прошлого года, а керосин нет, возмущается гендиректор авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев. В 2007 г. авиатопливо стоило 14 000 руб. за т. А на 10 октября, по данным ИЦ "Кортес", – 24 760 руб. (снижение за неделю составило всего 0,22%).

Медведев еще вчера поручил правительству разобраться, какие существуют сговоры, в чем проблемы, и принять самые решительные меры антимонопольного регулирования. "Это могут быть и максимальные штрафы, которые вытекают из нашего антимонопольного законодательства, а в случае доказанности криминальных каких-то действий – и возбуждение уголовных дел. Соответствующие поручения я дам правоохранительным органам, – заявил Медведев. – Больше это терпеть нельзя".

ФАС отреагировала еще в четверг. Руководитель службы Игорь Артемьев снова пригрозил нефтяникам делами о завышении цен. А сегодня пришла очередь Генпрокуратуры. По ее сообщению, прокурорам субъектов РФ и транспортным прокурорам с привлечением специалистов УФАС поручено провести проверки исполнения антимонопольного законодательства топливозаправщиками, поставщиками и производителями авиатоплива.

Керосинная тема настолько увлекла президента, что он обсуждал ее и сегодня на встрече с вице-премьером Игорем Сечиным. Они пришли к единому мнению, что отношения между авиаперевозчиками и нефтяниками должны строиться на основе прямых долгосрочных контрактов, а посредников из этого процесса следует исключить. При этом Сечин посетовал, что "была <...> информация об отказе некоторых авиационных компаний от приобретения напрямую от нефтяников самолетного топлива". Причем, по его словам, был случай, когда предлагалась цена на 10% ниже рыночной, а перевозчик отказался от такого долгосрочного договора. "Но это значит – схема какая-то: кто-то деньги зарабатывает в такой ситуации, 100 процентов", – заметил на это президент (цитаты по kremlin.ru).

Но эксперты слышали о подобном. Причина в том, что нефтяники требуют от перевозчиков предоплату, а у тех денег для этого нет, отмечает директор по развитию ИЦ "Кортес" Павел Строков. Посредники же предлагают более гибкие условия с отсрочкой и рассрочкой платежей. Если нефтяные компании последуют этому примеру, вряд ли авиакомпании откажутся от сотрудничества с ними, резюмирует эксперт.