"Аэрофлот" может лишиться роялти

ФАС предлагает отменить выплаты роялти иностранными авиакомпаниями "Аэрофлоту" за перелеты по транссибирским маршрутам. Минтранс и Минэкономразвития считают необходимым оставить роялти "Аэрофлоту".

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в ближайшее время может подготовить проект постановления правительства об отмене выплаты роялти, выплачиваемого иностранными авиакомпаниями "Аэрофлоту" за перелеты по транссибирским маршрутам над территорией РФ, сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Предложение об отмене роялти было направлено в ФАС мэром Москвы Юрием Лужковым и гендиректором "Ростехнологий" Сергеем Чемезовым в ноябре прошлого года (власти Москвы и госкорпорация создают авиационный холдинг "Росавиа", конкурента "Аэрофлоту").

Между тем Минтранс и Минэкономразвития считают необходимым оставить роялти "Аэрофлоту". "Мы продолжаем работу, готовим постановление правительства. Может быть, мы откажемся от попыток согласования [с профильными ведомствами] и прямо внесем этот документ председателю правительству", – сказал Артемьев, пояснив, что в этом случае премьер-министр либо выскажет свою позицию, либо поручит провести согласование. Согласованием документа по роялти будет заниматься вице-премьер Сергей Иванов.

Руководитель ФАС охарактеризовал практику начисления роялти "Аэрофлоту" как "дикость", но отметил, что "уронить "Аэрофлот" не является нашей целью".

«Аэрофлот» никогда не раскрывал, сколько он получает в виде роялти. Гендиректор госкомпании Валерий Окулов говорил в интервью «Ведомостям», что эта сумма составляет около $300 млн. Но он указывал, что соглашение между «Аэрофлотом» и европейскими авиакомпаниями было заключено еще в 1970-х гг. по инициативе зарубежных перевозчиков как плата за более частые перелеты через Сибирь. ЕС выступает против платы за использование европейскими перевозчиками "воздушного Транссиба". К 2013 г. роялти будет обнулено – это одно из условий вступления России в ВТО.