Сто лет полетам в Ле-Бурже

Сегодня в парижском пригороде Ле-Бурже открывается 48-й авиасалон. Несмотря на кризис, на салон приехали ведущие компании мирового авиапрома. Но новинка на Ле-Бурже будет одна – российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100.
Д.Гришкин

Сегодня в парижском пригороде Ле-Бурже открывается 48-й авиасалон. Несмотря на кризис, на салон приехали ведущие компании мирового авиапрома. Но новинка на Ле-Бурже будет одна – российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100.

От поездки на авиасалон в этом году отказались руководители "Аэрофлота", "Сибири", "Группы компаний С7", "Трансаэро", "Ютэйра". На международной премьере SSJ 100 ожидают министра промышленности Виктора Христенко и заместителя министра транспорта Валерия Окулова.

Первый авиасалон в Ле-Бурже начался ровно сто лет назад. Сегодня, по данным гендиректора Infomost Бориса Рыбака, стоимость участия в авиасалоне составляет от $500 000 до $5 млн.

Как и обычно, в продолжение авиасалона состоятся демонстрационные полеты. В этом году наряду с гражданскими самолетами заявлено много военных и транспортных лайнеров. Новинка на Ле-Бурже будет одна – российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100. Ради его международной премьеры Россия решила не везти другую авиатехнику, в частности "Су" и "МиГи".

Проект SSJ отстает от заявленных сроков поставки заказчикам почти на год. Первый полет лайнер совершил в мае 2008 г., впервые на публике он появился почти год спустя: в апреле два самолета прилетели из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский для сертификационных испытаний. Российский сертификат SSJ получит к концу 2009 г., международный — к середине 2010 г. Для России SSJ стал событием, поскольку это первый гражданский самолет, созданный не в Советском Союзе.

Первый полет Superjet должен совершить сегодня около 14 часов по местному времени (16.00 МСК). Самолет выполнил несколько необходимых тестовых полетов, сообщил представитель компании "Гражданские самолеты Сухого". Но подвести может погода. С утра небо над Ле-Бурже затянуто тучами, идет сильный дождь. Но если погода будет благоволить, SSJ будет летать почти всю салонную неделю.

Европейский производитель Airbus во время салона Ле-Бурже будет праздновать 40-летие. Но компания не приготовила себе никакого подарка: публике будут представлены только уже давно известные самолеты, включая крупнейший в мире А380. Boeing привез в Ле-Бурже несколько пассажирских самолетов (B777 и B737). В виде макета есть и самый амбициозный проект Boeing – B787 Dreamliner (проект опаздывает почти на два года, лайнер до сих пор не совершил первого полета). Boeing покажет и военную мощь: полеты выполнят истребители F/A-18E и F-15. Bombardier (третий крупнейший авиапроизводитель) летать в Ле-Бурже не будет.

Рыбак отмечает, что из-за спада пассажиропотока многие компании сегодня отказываются от обновления парка: по данным IATA, в 2009 г. общие убытки мировой авиаотрасли составят $9 млрд. Поэтому на нынешнем Ле-Бурже не будет объявлено о крупных заказах на гражданскую авиатехнику. В последние годы на Ле-Бурже было большое внимание именно гражданской технике. Теперь военная и космическая техника выходит на первый план, заключает Рыбак.

Как заявил президент "Иркута" Олег Демченко на открытии выставки, "Рособоронэкспорт" ведет переговоры о поставках за рубеж примерно 150 учебно-боевых самолетов Як-130. Уже существуют контракты на поставку 16 Як-130 в Алжир и 62 - для ВВС России. Первый алжирский Як-130, по словам источника в российской делегации, совершит первый полет в июле этого года.