"Эра низких цен на нефть осталась позади"

Цены на нефть уже вряд ли упадут. Больше того, они будут активно расти и в ближайшие годы, и в более отдаленной перспективе. Причина проста: потребление растет, а нефти становится все меньше. Такое мнение в интервью "Ведомостям" высказал главный экономист МЭА Фатих Бироль.

Цены на нефть уже никогда не упадут. Больше того, они будут активно расти и в ближайшие годы, и в более отдаленной перспективе. Причина проста: потребление растет, а нефти становится все меньше. Такое мнение в интервью "Ведомостям" высказал главный экономист МЭА Фатих Бироль. До начала работы в МЭА в 1995 г. Бироль пять лет работал в ОПЕК. Сегодня главный экономист МЭА, в течение многих лет занимающийся подготовкой ежегодного обзора по мировому энергетическому рынку, уверен, что остановить рост цен не помогут ни строгое регулирование сырьевых рынков, ни инвестиции в поиск и разработку новых месторождений.

В августе этого года IEA назвала цены в $70 за баррель критическими для развития мировой экономики. На сегодняшний день цены преодолели отметку в $80 за баррель. Продолжится ли их рост и как это скажется на мировой экономике?

В конце прошлого года цены на нефть серьезно снизились. Но я всегда говорил, что единственная причина этого падения – слабость мировой экономики. Эра низких цен на нефть осталась позади. И по мере того, как экономика будет восстанавливаться, цены неизбежно будут расти. Конечно, волатильности на рынке не избежать, и мы можем увидеть еще несколько падений, но общий тренд будет вверх. Назревающая в связи с этим проблема очевидна: производители стремятся к тому, чтобы цены были еще выше. При этом они хотят вести торговлю с потребителями с сильной экономикой. А это невозможно, если цены будут расти. Ведь дорожающее сырье может подтолкнуть вверх уровень инфляции, что ослабляет эффект всех антикризисных мер и замедляет экономическое восстановление. Поэтому, хотя роста цен не избежать, их резкий взлет хорош для производителей лишь в краткосрочной перспективе.

Какие основные причины нынешнего роста цен?

Основных драйверов роста цен два. Первый – это ожидания восстановления мировой экономики, по мере которого начал расти и спрос на сырьевые ресурсы. Ослабление доллара я бы назвал вторым драйвером. Но не менее важен и тот факт, что инвестиции в нефтяной сектор в этом году серьезно снизились. Конечно, присутствие спекулянтов на рынке тоже играет огромную роль, но их влияние – это не основная причина.

Каков объем недостатка инвестиций в этом году?

Конкретные цифры будут озвучены 10 ноября в Лондоне: мы опубликуем наши официальные подсчеты за этот год. Но уже сегодня можно сказать, что в этом году инвестиции снизились почти на $100 млрд – это около 20% от инвестиций прошлого года. Тем временем, если экономика в основных мировых центрах спроса – Китае и Индии – восстановится быстро, мы получим столкновение двух проблем: серьезного роста спроса одновременно со снижением инвестиций. Несомненно, это станет еще одним фактором давления на цены: мы ожидаем серьезного повышения даже по сравнению с сегодняшними уровнями.

Можно ли в этом случае ожидать скачка цен до $120 за баррель?

Я не могу назвать точную отметку, до которой поднимутся цены. Но с уверенностью можно сказать одно: рост может быть значительным, если инвестиции продолжат снижаться.

При каком уровне цен производители смогут снова начать инвестировать в геологоразведку и в разработку существующих месторождений?

Сегодняшнего уровня цен уже достаточно для того, чтобы инвестировать в разработку 95% всех известных месторождений: и глубоководных, и нефтяных песков в Канаде и Венесуэле. Этого достаточно, чтобы добывать нефть в любых геологически сложных условиях. Другой вопрос, есть ли у инвесторов сегодня аппетит к таким разработкам? В мае этого года мы провели исследование объемов инвестиций среди крупнейших нефтяных компаний. Тогда выяснилось, что инвестиции были очень низкими. Теперь, когда цены значительно выросли по сравнению с майскими показателями, мы провели повторное исследование. Опережая наш доклад, который мы готовим к публикации 10 ноября, я могу сказать, что изменение в объемах инвестиций очень ограниченное.

Есть ли необходимость введения жесткого регулирования на сырьевых рынках?

Регулирование, которое могло бы минимизировать эффект от спекулятивных действий, рынкам сырья необходимо. Я говорю именно «минимизировать», потому что надо понимать, что в современных условиях рыночной экономики совершенно исключить спекулятивную торговлю невозможно. Тем не менее, очень важно снизить роль волатильности на этих рынках. Правительство США уже разрабатывает шаги, которые могли бы помочь с этим справиться.

Впрочем, при этом важно отдавать себе отчет в том, что снижение объемов спекулятивной торговли не повлечет за собой значительного снижения цен. В краткосрочной или даже среднесрочной перспективе при снижении спекулятивной составляющей мы можем заметить, что цены перестали расти так быстро. Тем не менее, общий повышающий тренд сохранится, потому что основные причины этого роста – фундаментальные: развитие экономики, увеличение темпов потребления.

Получается, странам-потребителям энергоресурсов рассчитывать не на что?

На мой взгляд, лучший способ для потребителей нефти уберечь себя в будущем от растущих цен – попытаться сократить потребление. На это есть два способа: нарастить эффективность использования нефтепродуктов и активнее использовать альтернативные источники энергии – ветер, солнечную энергию, атомную энергию.

У каких стран на сегодняшний день больше всего возможностей быстро перейти на использование альтернативных источников энергии и за какими именно источниками будущее?

На сегодня очень многое зависит от того, какие решения будут приняты в Копенгагене на саммите по энергетике. Если инвесторы по результатам этой встречи получат сигнал, что использование традиционных источников энергии будет становиться все менее доходным и выгодным, их могут заинтересовать альтернативные варианты. Эта встреча на следующие несколько лет даст ответы на вопросы: какие источники энергии использовать, как их использовать и какие инвестиции станут поступать в связанные с этим отрасли. И есть надежда, что интересны для инвесторов решения по использованию альтернативных источников энергии смогут на многие годы отложить прогнозируемый нами на следующее десятилетие пик производства нефти.