ЕЦБ станет жертвой кризиса

Инвесторы считают, что центробанк растерял "эффект Марадоны".

Дефляция в Европе продолжается. Индекс потребительских цен в Испании, не включающий в себя цены на топливо и еду, снизился на 0,1% по сравнению с тем же периодом годом ранее, цитирует Financial Times данные Национального института статистики в Мадриде. Это падение стало сюрпризом: в марте инфляция составила 0,2%. Более того, это первое зафиксированное падение с 1986 г. Впрочем, рынки боятся не дефляции, а политики ЕЦБ.

Страхи, что дефляция усилит проблемы с испанским долгом, сказались в первую очередь на банковском секторе: акции европейских банков в пятницу начали падать. Акции французского Societe Generale снизились на 6,2%. Евро, до этого скорректировавший свои позиции по отношению к доллару на 0,3%, снова начал тестировать 14-месячные минимумы на отметке $1,2510 а позднее опустился до $1,2444, наименьшего уровня с ноября 2008 г.

Однако самые серьезные опасения у инвесторов вызывает европейский Центробанк. По мнению инвесторов, доверие к банку оказалось подорвано после того, как он согласился выкупать долги стран еврозоны. Последним ударом будет решение банка поднять ставки ради помощи странам, переживающим долговые кризисы. А ведь сейчас это лишь вопрос времени. Тогда случится самое страшное: инвесторы перестанут верить тому, что банк говорит. Другими словами, банк уже не сможет влиять на рынки лишь словами, не прибегая к реальным изменениям монетарной политики.

Для примера: еще до появления евро влияние германского центробанка было столь велико, что лишь намека на вероятный рост ставок было достаточно для того, чтобы поднять спрос на облигации. Другими словами, рынки сами выполняли роль центробанка, ужесточая монетарную политику, но при этом не заставляя банк в действительности поднимать ставки.

Глава Банка Англии Мервин Кинг называет это эффектом Марадоны. В 1986 г. великий аргентинский футболист Диего Марадона во время игры за Кубок мира обошел пять английских игроков и забил второй гол, Кинг заявил, что Марадона заставил своих противников думать, что меняет направление бега, в то время как сам прямо прибежал к воротам. Так вот сегодня многие инвесторы думают, что ЕЦБ растерял свой эффект Марадоны.

На сегодняшний день ЕЦБ купил греческих, португальских и испанских краткосрочных гособлигаций на общую сумму 20 млрд евро ($25 млрд). По мнению трейдеров, банк «стерилизует» эти покупки, выпуская краткосрочные облигации или продавая другие активы. Получается, что технически банк не проводит политику монетарного ослабления, потому что не увеличивает денежную массу. «Вся ликвидность, которая попадает на рынок через эти интервенции, будет изъята обратно. Мы не занимаемся процессом печатания денег», - заявил глава ЕЦБ Жан-Клод Трише.

Однако такая ситуация уже была и в США, и Великобритании, когда ФРС и Банк Англии начинали с покупки облигаций, а заканчивали накачиванием рынков ликвидностью.

Впрочем, инвесторы опасаются не следующей за ослаблением монетарной политики инфляции. Гораздо страшнее для них постепенно ухудшающийся платежный баланс банка. Ведь если Банк Англии в свое время покупал исключительно ценные бумаги с высшим кредитным рейтингом, ЕЦБ уже купил значительные объемы «мусорных» облигаций, которые, вполне возможно, придется реструктурировать. Это оставит банк с серьезными дырами в карманах: по подсчетам S&P, потери по греческим облигациям могут достигнуть 0,70 евро на каждый 1 евро.