Статья опубликована в № 2939 от 15.09.2011 под заголовком: Путин получит 5%

Путин получит 5%

премьер получит возможность рулить нефтяной отраслью "по понятиям"
AP / РИА Новости

Реформа налогообложения нефтяной отрасли, прозванная чиновниками «60-66», в последний момент претерпела серьезные изменения. Она должна начать действовать с октября, и в конце августа ее одобрил премьер-министр. Правда, Владимир Путин тогда объявил лишь о второй части формулы «60-66» – унификации с 1 октября ставки экспортной пошлины для темных и светлых нефтепродуктов на уровне 66% от пошлины на нефть (сейчас 46,7 и 67% соответственно). Постановление об этом уже подписано премьером. А для снижения максимального коэффициента в формуле расчета нефтяной пошлины с 65 до 60% необходимы изменения в закон о таможенном тарифе, но о таком решении до сих пор не объявлено.

Как выяснили «Ведомости», правительство передумало менять максимальную пошлину в законе. Поручения подготовить такие изменения нет, рассказали чиновников трех министерств, участвующих в обсуждении реформы. По словам одного из них, вице-премьер Игорь Сечин на встрече с нефтяниками после объявления об унификации пошлин объяснил, что закон менять не станут, а вместо этого правительство каждый месяц будет принимать решение, рассчитать ли ставки по коэффициенту 60 или 65% – в зависимости от «поведения» нефтяников. Имелась в виду ситуация с внутренними ценами на бензин, уточняет чиновник. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков говорит, что ему не известно о поправках в закон на этот счет, решение о пошлинах планируется принимать постановлением правительства.

Закон о таможенном тарифе позволяет правительству устанавливать любую ставку до 65%, если цена барреля Urals превышает $25, говорит партнер PwC Михаил Клубничкин. Неудивительно, что правительство решило подстраховаться на предвыборный период, констатирует он, к тому же эта мера может помочь уменьшить избыточную по мировым меркам рентабельность нефтепереработки.

Правительство весь этот год воюет с нефтяными компаниями, пытаясь сдержать рост цен на топливо. Две волны антимонопольных дел ФАС против нефтяных компаний не дали ощутимого результата: миллиардные штрафы нефтяникам за картельный сговор в результате судебных тяжб и заключения мировых соглашений заметно уменьшились. А попытки чиновников регулировать топливный рынок с помощью «словесных интервенций» и ограничения экспорта нефтепродуктов привели к дефициту топлива в нескольких регионах. Цены же на АЗС все равно продолжают увеличиваться.

ФАС предлагала правительству систему мер, в том числе дифференциацию нагрузки на разные месторождения, автоматическое изменение акцизов на топливо в зависимости от цен на нефть, рассказывает начальник аналитического управления службы Алексей Сушкевич, эти правила предлагалось сделать стабильными, без ежемесячного пересмотра. Позицию по поводу регулирования экспортной пошлины в зависимости от внутренних цен на топливо ФАС не готовила, это вопрос правительства, говорит чиновник.

В новой схеме регулирования экспортной пошлины заложен принцип «коллективной ответственности», когда одни компании могут пострадать из-за других – ведь доля розничных продаж у них очень разная, заметил в беседе с «Ведомостями» сотрудник нефтяной компании. Не ясно, по каким критериям будет оцениваться «поведение» нефтяников, добавляет сотрудник Минфина. Вряд ли будут какие-то строгие критерии, скорее речь идет о серьезном аргументе в переговорах в случае ощутимого роста цен на топливо, рассуждает один из чиновников.

Если 60%-ная ставка не будет закреплена законодательно, отрасль получит плохой сигнал, говорит руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов: решения об инвестициях в новые месторождения будут приниматься с оглядкой на ставку 65%, что повлияет на оценку рентабельности. Если «60-66» трансформируется в «65-66», то доходы упадут почти у всех крупнейших компаний, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, за исключением «Башнефти», которая сможет дешевле закупать нефть на внутреннем рынке (см. www.vedomosti.ru). Цена вопроса при текущих ценах – около $30 за 1 т нефти, или около 20% от чистого экспортного дохода нефтяников, подсчитал он.

Представители «Газпром нефти», «Роснефти», ТНК-ВР от комментариев отказались. Представитель «Лукойла» говорит, что компания собирается планировать свои инвестиции, исходя из формулы «60-66». Среднесрочные планы уже просчитываются исходя из пошлины в 60%, но, если в законе такой формулы не появится, придется пересчитывать по 65%, сокрушается сотрудник одного из крупнейших нефтяных холдингов. Чтобы строить долгосрочные планы, вкладывать деньги в развитие отрасли, нужны четкие правила игры, солидарны сотрудники двух крупнейших холдингов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать