Мишель Ролье: «Россия предлагает очень хорошие условия для инвестиций»

Мишель Ролье о модернизации структуры Michelin, сотрудничестве с «Ё-мобилем» и о будущем автомобильного рынка
М.Стулов

Мишель Ролье возглавил Michelin в непростое время, после гибели Эдуара Мишлена, представителя знаменитой семьи. Ролье бережно сохранил лучшее в компании – это по-прежнему мировой лидер в производстве шин, и останавливаться она не намерена. Michelin ставит на новые рынки – Азию, Латинскую Америку и Россию, экспериментирует – именно в ее шины «обут» «Ё-мобиль» Михаила Прохорова – и меняется: Ролье готов отдать всю полноту власти в компании новому руководителю. Об этом руководитель Michelin рассказал в интервью «Ведомостям».

1971

финансовый контролер в Aussedat-Rey (французская «дочка» International Paper Group), с 1987 г. – заместитель гендиректора International Paper

1999

директор юридической и финансовой службы Michelin Group

2005

назначен управляющим партнером Michelin Group

2006

генеральный управляющий партнер Michelin Group

Michelin: цифры и факты

Michelin основана в 1889 г. семьей Мишлен. Сейчас это мировой лидер по производству шин. У компании 72 завода в 19 странах мира. Michelin также выпускает ресторанные и туристические гиды. Символ компании – надувной человечек Bibendum – не меняется с 1898 г., когда его придумал французский художник О’Галопом.

Michelin Group

второй в мире производитель шин. Выручка (1-е полугодие 2011 г.) – 10,1 млрд евро. Чистая прибыль – 667 млн евро. Основные акционеры – семья Мишлен. Капитализация – 8,3 млрд евро. Michelin – старейшая шинная компания мира.

Ролье о новом кризисе

«На самом деле боюсь, что никто не знает ответа на вопрос [наступил ли новый кризис]. Когда вы читаете мнения экспертов, их точки зрения меняются каждый день. Рынки то падают, то поднимаются. Я очень надеюсь, что новой рецессии не будет, но мы должны быть к ней готовы», – говорит Ролье. Ключевой вопрос – выдержит ли Евросоюз испытание долговыми проблемами: «Уже были приняты некоторые решения относительно выделения финансовой помощи Греции, но некоторая неопределенность сохраняется».

– 2010 г. был самым успешным в истории компании. Как смогли достичь этого сразу после кризиса?

– 2010 г. был лучшим в истории компании – это так. Мы смогли извлечь преимущества из быстрого восстановления, в первую очередь на новых для нас рынках. Последние пять лет мы работали над увеличением нашей производительности, производственных мощностей, технологического превосходства, и вот теперь мы пожинаем плоды пятилетней работы. Первые девять месяцев этого года были очень успешными для нас с ростом более 15% по сравнению с тем же периодом в 2010 г. По итогам года мы ожидаем роста объемов продаж, но кривая роста будет мягче, между 7 и 8%.

– Новыми рынками для вас были Китай, Индия, Бразилия. Был ли прирост продаж в России?

– В первую очередь мы фокусируемся на Китае, Бразилии, Индии, строим там новые заводы, но это не значит, что мы забываем о других растущих рынках. Российский рынок и рынки стран СНГ очень многообещающи – количество автомашин на душу населения там невелико, но оно растет.

– Если сравнивать условия работы в России и в других странах БРИК, то где наиболее благоприятный для инвесторов климат и можете ли вы назвать какие-то существенные недостатки в России в сравнении с другими странами БРИК?

– Прежде всего если говорить об инвестиционном климате в России, то на сегодняшний момент он безопасен и обеспечивает лучшую ситуацию с точки зрения возврата инвестиций. Если мы начали с китайского рынка, то это потому, что там потенциал больше – давайте сравним население. В Китае – 1,4 млрд человек, а количество машин на 1000 человек ниже, чем в России. А в России население – 140 млн. С этой точки зрения потенциал в Китае гораздо выше, но Россия предлагает очень хорошие условия для инвестиций, и в какой-то момент мы однозначно сделаем шаг вперед здесь, в России.

– Уже понятно, каким будет этот шаг?

– Первый момент – это необходимость построить прочный фундамент. Это построение дистрибуции. Важно производить шины, но не менее важно их продавать. Очень важно, чтобы и бренд был признан и чтобы автопроизводители были готовы приобретать эти шины. Это непременные условия построения прочного фундамента с точки зрения дистрибуции шин. Вторая часть фундамента – это построение, формирование сильной команды. То, что увидел здесь во время своего визита, внушает мне уверенность. И следующий этап – увеличение производственных мощностей, которое планируется в скором будущем на базе производства в Давыдово. И очевидно, потом наступят времена для следующих шагов.

– Примерно когда может произойти увеличение производства и насколько?

– Как я уже сказал, первый шаг наступит в очень короткие сроки, дальше мы будем говорить о последующих шагах, но я уверен, что двигаться вперед нам необходимо.

– Не планируете все-таки приобрести кого-то из российских производителей?

– Конечно, мы рассматриваем различные возможности, но мы также учитываем органический рост.

– Вы опасаетесь конкуренции со стороны других производителей? В Россию приходят Pirelli, Yokohama. Есть у вас какой-то специальный рецепт успеха?

– У нас есть конкуренты по всему миру, и как мы конкурируем в Северной Америке, Китае, Германии, так же будем конкурировать и в России. И мы извлечем прибыль из тех сильных сторон, которые у нас есть. Это мощь, сила бренда, выдающееся качество и продвинутые технологии, заложенные в наших шинах. И что более важно, это качество людей, которые здесь работают.

– Вы упомянули о том, что Россия предлагает в сравнении с другими странами БРИК одни из лучших условий для ведения бизнеса. Но есть такой фактор, как коррупция. Сталкивались ли вы с коррупцией в России? Есть ли система реагирования на такие случаи?

– В Michelin коррупция запрещена. В России мы росли и растем успешно без коррупции, и мне совершенно ясно, что мы и дальше будем расти без коррупционных методов.

– На протяжении многих лет Michelin остается мировым лидером. Как удается оставаться лидером в мире, когда даже небольшая компания в короткие сроки может совершить прорыв?

– Справедливо, что все очень быстро меняется в мире и на развитых, и на растущих рынках. Но мы в Michelin убеждены, что должны придерживаться наших устоявшихся ценностей и наших сильных сторон: технологии, производительность, качество, инновации и, конечно – и, возможно, прежде всего – наши сотрудники.

– Если говорить о технологиях, то Michelin на протяжении своей истории часто создавала что-то такое, что становилось настоящим прорывом. Что-то подобное готовите теперь?

– Мы готовим будущее – это однозначно (улыбается). Но основная задача – это предложить конечному потребителю наилучший баланс характеристик. Это очень сложная задача. Шина должна обеспечивать характеристики повышенной безопасности и комфорта, более низкой эксплуатационной стоимости, топливной экономичности, долговечности и уровня шума – и если не углубляться в технические подробности, то улучшение одной характеристики довольно просто сделать за счет другой. Чем сильна Michelin – мы не идем на компромиссы и не приносим в жертву ни одну из характеристик для улучшения другой. Наши шины обеспечивают баланс всех характеристик.

– Как появилась идея сотрудничества с Михаилом Прохоровым по созданию «Ё-мобиля»?

– На самом деле, когда мы начали работать с «Ё-мобилем», мы поняли, что у нас есть общее понимание тех целей и задач, которые перед нами стоят. В первую очередь это продвижение инноваций. Второе – у нас есть общее видение и общее понимание стоимости владения. Сотрудничество было достаточно естественным, мы им удовлетворены.

– А чья это была идея?

– Общая (улыбается).

– Верите в будущее электромобилей и гибридов?

– Да, но не в краткосрочной перспективе. Это, возможно, будет 10% рынка где-то к 2025 г., может быть, 5% – к 2020 г. прежде всего потому, что сегодня сама батарея дорогостоящая, во-вторых, необходима сеть для подзарядки. Но что хочу отметить: двигатель внутреннего сгорания совершит прорыв – над этим работают сейчас все производители двигателей. Мы только в начале пути с точки зрения сокращения выбросов углекислого газа. И гибридные автомашины будут развиваться, и электромобили. Я уверен, что будет колоссальный прогресс.

– На этом тренде по снижению воздействия человека на окружающую среду вы уже отмечаете рост спроса на велосипедные шины?

– Действительно, люди активно пересаживаются на велосипеды и на велосипеды с электроприводом, например, в Китае ежегодно производится около нескольких миллионов таких велосипедов. Рынок растет, но все равно остается небольшим по размеру.

– А в России вы стали бы делать велосипедные шины?

– Не уверен, что мы начнем делать велосипедные шины в России. В первую очередь из-за погоды, конечно.

– Когда-нибудь мы сможем увидеть гид Michelin по московским или петербургским ресторанам?

– Это возможно, но рано давать точный ответ. Мы двигаемся город за городом, страна за страной, и еще пять-шесть лет назад было всего несколько стран. Сейчас есть гиды по Северной Америке, по Гонконгу, Японии... Москва и Санкт-Петербург должны быть целями для работы в этом направлении, но рано давать четкий ответ. Когда мы работаем над гидом – это тщательная глубинная проработка и понимание и кухни, и всего остального. Поэтому пока рано.

– С тем, чтобы его составить для российских столиц, были какие-то проблемы?

– Это все-таки вопрос наших ресурсов. Мы начали с Северной Америки и Гонконга. Если вообще говорить о том, как создается гид, то, приступая к его созданию, мы должны быть уверены, что количество отелей и ресторанов, которые могут быть включены в этот гид, достаточно велико. И второе – тираж самого гида и его продажи. Я недостаточно, может быть, хорошо знаю Москву и Санкт-Петербург, но они развиваются так быстро и они настолько многообещающие, что гид будет, но не могу сказать когда

– А вы пробовали какие-то блюда русской кухни?

– Да, и в каждый свой визит я пробую какие-то блюда национальной русской кухни. Этот визит для меня третий. Мне понравились высокие стандарты качества приготовления блюд. Я был под впечатлением от такого традиционного блюда, как борщ, и его вариаций. Изначально это очень простое блюдо, но шефы предлагают самые различные его вариации, и из простого оно становится все более и более сложносочиненным.

– Когда вы путешествуете, вы ориентируетесь на свой гид?

– Да. И я пользуюсь «Зеленым гидом Michelin», когда езжу по Москве, конечно же!

– Вы хоть раз разочаровывались?

– Нет, никогда не было неприятных сюрпризов.

– Западные СМИ упоминают о том, что особая структура компании позволяет семье Michelin, несмотря на то что она владеет лишь незначительным пакетом, почти неограниченно управлять компанией...

– Да, у нас специфическая юридическая структура компании, мы генеральное партнерство. Я генеральный управляющий партнер, вместе с Жан-Домиником Сенаром – управляющим партнером – избранный акционерами, которые и являются силой, принимающей решения. Сейчас большинство наших акционеров – финансовые структуры. Такая структура не уникальна. Есть три французские компании с такой структурой, которые при этом торгуются на бирже. Это Michelin, Lagardere и Hermes. Недавно я принял решение, что мы должны сохранить структуру нашей компании, но значительно ее модернизировать, что в большей степени отражает ожидания наших акционеров.

– А каким образом выбираются партнеры? Из совета директоров решением наблюдательного совета?

– Сложная система. Предложение делается лицом в партнерстве. Данное предложение должно быть обязательно одобрено наблюдательным советом, иначе оно не проходит. Потом происходит голосование акционеров на генеральной ассамблее – набрать нужно 66%. Когда я избирался, я был избран на срок до достижения возраста 72 лет. В будущем выборы будут происходить каждые четыре года, и партнер должен подтвердить свое право быть переизбранным.

– Почему вы готовы уступить власть над компанией?

– Ответ прост. Мне 67, а в следующем году будет 68, а потом 69, и я с этим ничего не могу поделать. И если вы достаточно ответственный человек, то вы должны понимать, что в какой-то момент – не слишком поздно – вы должны уйти. Важно понимать, что чем позже это произойдет, тем сложнее будет уйти. Второй управляющий партнер – Жан-Доминик Сенар – надежный человек, которому можно передать все дела. И почему Michelin должна ждать, чтобы получить все эти преимущества, если это можно сделать сейчас?

– Вы акционер компании?

– Да, но у меня очень небольшой пакет, около 25 000–30 000 акций, а учитывая, что у нас около 170 млн акций, моя доля невелика. Но при этом как партнер я получаю вознаграждение как процент от прибыли компании. И в этом случае со мной обращаются как с акционером. Нет прибыли – я ничего не имею.

– Ваши дети работают в Michelin?

– Они совсем в другом бизнесе. Нет никаких причин, чтобы они работали в Michelin.