Как Мухтар Аблязов делал бизнес


История казахского БТА напоминает историю российского Банка Москвы. БТА тоже системообразующий банк, который тесно связан с властью, но при этом полностью контролировался своим директором-основателем Мухтаром Аблязовым. В кризис казахские власти дали просевшему банку денег, забрав взамен 75,1% в его капитале. Старых руководителей банка, в том числе Аблязова, который был председателем совета директоров, уволили, и они отправились за границу. Новые руководители провели ревизию и нашли за 2008 г. $9,9 млрд убытков.

«Основную сумму убытков составили резервы, начисленные по проблемным долгам, - рассказывал «Ведомостям» пару лет назад тогдашний первый зампред правления БТА Николай Варенко. - В основном это были кредиты компаниям, которые, по нашему мнению, принадлежали Аблязову. Счет этим компаниям уже перевалил за тысячу: сейшельские, нидерландские, кипрские и прочие офшоры. Залогов в подавляющем большинстве случаев не было. Мы считаем, что Аблязов нанес «БТА банку» ущерб и он должен его возместить и вернуть все то, что на деньги БТА было куплено или построено».

У Аблязова всегда были сложные отношения с Назарбаевым: Аблязов успел побывать министром, потом заключенным (БТА, который он купил еще в 1998 г. на приватизационном аукционе, пришлось отдать), потом изгнанником - жил в Москве, а в начале 2005 г. Назарбаев снова призвал его руководить БТА (банк вроде как вернули). За два года московской жизни Аблязов начал бизнес с чистого листа - как он вспоминал, «с нескольких миллионов долларов»: создал группу «Евразия», которая занялась инвестициями в недвижимость, и стал развивать подконтрольный ему Славинвестбанк (сейчас - обанкротившийся «АМТ банк»). Вернувшись в БТА, Аблязов стал использовать его кредиты для инвестиций в России. Партнеры вспоминают, что он рассуждал примерно так: «Зачем мне кредитовать кого-то чужого, когда я могу кредитовать себя?»

В марте 2009 г. на Аблязова в Казахстане завели уголовное дело. Он уже, конечно, был за границей и формулировал свою позицию буквально теми же словами, что и прежний владелец Банка Москвы Андрей Бородин: «[Президент Нурсултан] Назарбаев захватил и разрушил мою собственность стоимостью свыше $10 млрд. Это они мне должны деньги, а не я им. Из исков, поданных БТА, следует, что я платить по кредитам не собирался с самого начала. Но кредиты обслуживались, платились проценты, и тело кредита гасилось, так что тезис о мошенничестве не работает».

Против Аблязова сработал другой тезис - о неуважении к суду. Его тяжбу с БТА разбирал Высокий суд Лондона, который потребовал от бизнесмена раскрыть все активы и не проводить с ними никаких операций. Когда в феврале прошлого года выяснилось, что Аблязов нарушил оба требования, суд приговорил его к 22 месяцам тюрьмы. Аблязов на заседание суда не явился, а подался в бега. В конце июля бизнесмена поймали во Франции, где сейчас рассматривается вопрос о его экстрадиции.