Лукин опасается, что ситуация в колонии под Копейском обострится

undefined

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин не верит, что ситуация в колонии №6 в Копейске нормализовалась, как утверждает Челябинское управление ФСИН. Омбудсмен опасается, что "поверхностное расследование" событий в ИК-6 "может привести к обострению ситуации, а нечто подобное произойдет и в другой колонии". События в этой колонии не стали сюрпризом для правозащитника: "В этом году весной мы были в колонии №1, рядом с этой, и обнаружили много нехорошего". Он пояснил, что получил свидетельства того, что в колонии "коррупция процветает, проводятся поборы с родственников заключенных, вплоть до того, что были обнаружены счета, на которые требовали перевести деньги". Также проверяющие нашли места, где проводились скрытые допросы осужденных, добавил Лукин. "Мы передали все наши материалы прокурору Челябинской области Войтовичу, и нас заверили, что все будет расследовано, но, судя по всему, ничего этого не произошло", - отметил омбудсмен.

В минувшую субботу управление ФСИН сообщило, что в ИК-6 примерно 250 заключенных колонии начали акцию протеста и "выдвинули незаконные требования об ослаблении режима". В частности, они добивались освобождения нескольких человек из штрафного изолятора. Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов сообщил, что посетил колонию и встретился с заключенными и их родственниками. По его словам, в акции протеста участвовали около 200 человек, из которых 150 находились на вышке в промзоне с плакатами "Люди, помогите". СМИ со ссылкой на "источники в колонии" сообщают о более 300 протестующих, которые якобы несколько дней подряд отказывались заходить в жилые помещения и принимать пищу в знак протеста против "пыток, издевательств и вымогательств".

Позднее в субботу, когда разошлись собравшиеся у колонии родственники осужденных, "оставшиеся на месте молодые люди, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, нарушали общественный порядок", сообщило УФСИН. Областное управление МВД объявило о задержании 38 человек за нарушение общественного порядка у колонии. В стычке пострадали восемь омоновцев: они обратились в травмпункты с ушибами, травмами головы и сотрясением мозга.

Ситуацию в ИК-6 проверяет Следственный комитет. Председатель Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов сообщил, что совет намерен провести собственное расследование. Челябинская областная прокуратура провела предварительную проверку и не выявила фактов избиения заключенных. "Предварительные итоги проверки свидетельствуют о недостоверности информации об избиении осужденных, а также о введении на территории колонии подразделения спецназа ГУФСИН. Фактов членовредительства осужденных не установлено. Все лица, содержащиеся в штрафных помещениях и в отряде строгих условий содержания, осмотрены судебно-медицинским экспертом, телесных повреждений у них не выявлено", - говорится в сообщении надзорного ведомства.

Руководитель пресс-службы Челябинского областного управления ФСИН Иван Мишанин в понедельник утром заявил, что акция протеста в копейской колонии №6 прекращена. По его словам, все осужденные разошлись по отрядам. "Ситуация в исправительной колонии №6 сейчас стабильная и полностью находится под контролем администрации учреждения. Силовые действия в отношении осужденных не применялись, спецназ не привлекался, - заявил представитель ФСИН. - Официальных отказов от пищи не было. Деятельность исправительной колонии проходит в строгом соответствии с распорядком дня".

В ИК-1, которую упомянул Лукин, 31 мая 2008 г. в транзитно-пересылочном пункте 14 сотрудников колонии устроили избиение 12 осужденных, прибывших для отбывания наказания. Четверо избитых погибли. На место прибыл тогдашний руководитель областного УФСИН генерал Владимир Жидков. Он решил скрыть информацию о ЧП и велел представить ее как нападение заключенных на охрану и бунт. За служебный подлог и укрывательство убийства в мае 2011 г. Жидков получил условный срок, в феврале 2012 г. он умер.

Как установило следствие, версия событий, распространенная по горячим следам, была сфабрикована. По сфабрикованной версии, утром 31 мая четверо осужденных напали на сотрудников, пятеро из которых получили серьезные ранения. Чтобы остановить нарушителей, служащие применили резиновые палки. Всех нападавших поместили в разные камеры. Их осмотрели медики, но к вечеру состояние заключенных ухудшилось, и все четверо скончались. Основываясь на этой версии, глава ФСИН Юрий Калинин заявил, что применение спецсредств было оправданной мерой: по данным ФСИН, заключенные были вооружены заточками и пытались организовать бунт.

Однако позже выяснилось, что по прямому приказу Жидкова сотрудники колонии уничтожили следы преступления, изменили обстановку на месте происшествия и инсценировали нападение. Ради этого охранники причинили друг другу телесные повреждения, повредили форменную одежду, а также подготовили пакет подложных документов в подтверждение заведомо ложного доноса о применении насилия в отношении представителей администрации. Не соответствующие действительности сведения об обстоятельствах гибели осужденных в официальном порядке были доложены руководству ФСИН России.

По этому делу к уголовной ответственности привлекались 18 должностных лиц ГУФСИН России по Челябинской области.

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич 26 ноября заявил, что нынешняя система ФСИН региона, "которая будоражит всю страну", была построена при "прежнем руководителе ГУФСИН области, ныне покойном". "Эта система привела к тому, что в местах лишения свободы огромное количество самоубийств. Такого быть не должно", - сказал губернатор. С информацией о поборах в колониях он пообещал серьезно разобраться. Оценивать работу нового начальника управления ФСИН пока нельзя, считает Юревич. "Но очевидно, что сложившаяся система - порочна. Об этом свидетельствует такое большое количество бунтов - они идут один за другим по разным учреждениям ГУФСИН", - отметил губернатор.