Во Франкфурте открылась крупнейшая в мире книжная ярмарка

Во Франкфурте открылась крупнейшая в мире книжная ярмарка. Права литераторов, электронное будущее книги – ее основные темы
А.Мокроусов

Главным гостем Франкфурта-2009 стал Китай. Китай и китайское на берегах Майна сегодня повсюду. Музеи показывают множество выставок – от старинных китайских стульев до современной архитектуры и скульптур эпохи культурной революции. Не отстают и издательства: к октябрю прилавки заполонили новые путеводители по Китаю, проза молодых авторов и книги модных в Европе художников.

Возможно, Китай рассчитывал, что Франкфурт станет олимпийскими играми на интеллектуальном поле. Но критика в адрес страны-гостя в связи с правами человека, преследованиями писателей и журналистов раздавалась даже на пресс-конференции открытия, не говоря уже о сотнях альтернативных мероприятий, посвященных неофициальной культуре. Китай пытался воспротивиться появлению неудобных для себя литераторов, но демократия победила, пусть и на немецкой земле: диссидентов на ярмарку пригласили.

Но без Китая книжному рынку никуда. Мир ждет окончательная дигитализация книжного дела. Продажи книг не растут, что видно и по ярмарке – те же 7313 участников из 100 стран, то же количество новинок (124 000), что и в прошлом году.

Издатели копят на новые технологии. Сейчас едва ли не треть книжных стендов предлагают CD и DVD, многие готовы прислать фрагмент новой книги на мобильник. Впереди переход на e-reader. Их в мире более миллиона, еще миллион продадут в 2010 г., причем половину – через Amazon. Издатели хотят участвовать в процессе не в роли жертв, но как соратники. Они все активнее используют интернет в качестве объединения авторов, читателей и независимых издательств – один из самых успешных проектов, tubuk.de, также представлен стендом. Иначе не выжить при экспансии Google, стремящейся бесплатно выложить все книги из библиотек мира. Один из издателей уже назвал эти попытки напалмом для книжной отрасли, и многие с ним согласны.

Неудивительно, что на книжной ярмарке теперь продают права на фильмы, играют на ТВ-приставках, а сектор детской литературы полон комиксов, давно прописавшихся во Франкфурте на правах главного героя. Гарри Поттер победил, тинейджеры как один читают фэнтези, истории про ведьм и их метлы. Дюма, Киплинг и Стивенсон мало кому интересны. Зато Россия по-прежнему в моде: наших издательств (их 46) хотя и меньше, чем бельгийских (58), и почти в 15 раз меньше, чем у США (624), но представлены важнейшие игроки, от НЛО до ОГИ, а русская тема не исчезает с западных прилавков.