"Тщетная предосторожность" показала печальные перспективы Большого
«Тщетную предосторожность» в версии Юрия Григоровича Большой театр показал силами студентов Московской академии хореографии. Проект представляет далеко не радужные перспективы главной балетной труппы РоссииО том, что обновленная «Тщетная предосторожность» от первого до последнего pas исполняется не профессиональными артистами, а потенциальными, в афише ничего не сказано. Она числится премьерой Большого театра – ему принадлежит идея постановки, музыкальное и художественное обеспечение спектакля (в оркестровой яме – театральный оркестр, на сцене – декорации, выполненные в театральных мастерских), несколько месяцев спустя он же рекрутирует и лучших исполнителей в свою труппу. Легитимности придает и знаковое для Большого имя Григоровича.
И зрителю, случайно забредшему в зал, спектакль наверняка доставит радость. «Тщетная предосторожность», самый старый из сохранившихся до наших дней балетов, вообще жизнеспособен не из-за музыки (характерно, что в разных версиях использованы партитуры разных композиторов, данная – жившего в XIX в. немца Гертеля) или хореографии (ее считали своим долгом усовершенствовать практически все постановщики). Среди бесконечных балетных любовных страстей «Тщетная предосторожность» в полном одиночестве брызжет сочным юмором: богатая мамаша пытается спасти красотку дочь от воздыханий бедняка и выдать ее за богатого местного дурачка, но сама же портит собственные великолепные планы.
Однако сложно представить нечто более несовместимое, чем Юрий Григорович («Спартак», «Легенда о любви», «Иван Грозный») и комические ситуации, придуманные галантным французом Жаном Добервалем – самым первым постановщиком балета. Взявшись за спектакль на излете своего правления в Большом, хореограф отредактировал очаровательную «Тщетную предосторожность» по моде своей молодости: пустив в галоп крестьян и крестьянок, детей и стариков, цыган и музыкантов, подружек и друзей, а также квинтет главных персонажей. Даже хрестоматийные мизансцены разбавлены арабесками да поддержками.
Студенты поставленную задачу выполняют и даже демонстрируют фирменное московское умение создавать впечатление виртуозности, когда на самом деле от напряжения зримо дрожат и руки, и ноги. Но, разумеется, ни о какой непосредственности, обаянии, грации, музыкальности нет и речи.
Это особенно обидно в случае с исполнителями центральных партий Дарьей Бочковой и Климом Ефимовым, которые еще несколько лет назад обратили на себя внимание и природными данными, и сценической органичностью. И контрастно подчеркнуто танцем саботьеров, где один крошечный мальчишка, двигаясь порой вопреки законам классики, своим драйвом заводит и десяток партнеров, и весь зрительный зал. Если мальчишка уцелеет в мясорубке профессионального обучения балету, Большому в отдаленном будущем светит настоящий артист.
Но пока для театра приготовили целую армию надежных и обезличенных выпускников, которые, вероятно, свято верят, что вся эта суета заносок, пируэтов и прыжков и есть сегодняшние достижения мирового балета.