Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 2514 от 24.12.2009 под заголовком: В вашем доме

Идеальный показ современного искусства

«День открытых дверей» – из лучших выставок года, и еще уникальная: она помирила старый особняк с современным искусством
Ю.Авакумов

В названии новой выставки в Московском музее современного искусства (ММСИ) на Петровке – «День открытых дверей. Особняк – гимназия – клиника – музей» – история здания музея. За 200 лет оно служило домом купцу Губину, гимназией, лечебным институтом и вот сейчас – местом сбора современного искусства.

ММСИ занял особняк 10 лет назад, здесь прошло много выставок, и какие бы они ни были, оттуда всегда хотелось быстрей сбежать – дом казался душным, тесным, нелепым. А что строил его Матвей Казаков, так потом ведь перестраивали.

Впервые, на «Дне открытых дверей», там стало так хорошо, что уходить не хочется. Некоторые залы, особенно тот, в окно которого смотрит Высокопетровский монастырь, так красивы, что сохраняются в памяти идеальной картиной. Просто чудо какое-то случилось.

Чудо имеет рациональное объяснение. Автор выставки Юрий Аввакумов досконально изучил историю дома и внес изученное в экспозицию. Что-то к выставке даже отреставрировали – расчистили роспись на парадной лестнице, на черных лестницах развесили старые фотографии особняка, покрасили стены. А на двери каждого зала кроме номера теперь обозначено прошлое назначение помещения: большая гостиная, класс географии, рентгенография.

Двери, кстати, сняты с петель, это запоминающийся прием, но не важный. Иногда выставочная тема зала рифмуется с выставленными произведениями – где был кабинет рентгена, там черно-белое и аскетичное. В другой раз вещи рифмуются с видом из окна, как раз в случае монастыря, перед ним в зале – черные доски «Хлебов» Анатолия Осмоловского. Но главное – что рифм этих много. Работы прежде всего и по-разному – смыслом, формами, пластикой – рифмуются друг с другом, и получается не вымученная игра и не наглая перекличка, а естественный, на легком дыхании, разговор современных художников между собой и со зрителями среди стен, не такое еще видевших.

На выставке около 200 работ полутора сотен художников, но никакой тесноты – свободно даже огромному «Танку» Ирины Кориной, собранному из детской мебели, и он понятно рифмуется с виртуальной войной детей в завораживающем видео «Последнее восстание» группы АЕС. На выставке можно хорошо рассмотреть каждую вещь, а можно быстро оглядеть зал и понять, о чем он, даже не читая пояснений. Но – и это тоже редкость – пояснения можно читать: когда арт-ученым не надо вымучивать концепцию, то они и пишут по-человечески.

Впервые работы современных художников вошли в дом Губина не как швондеры – наглой гурьбой уплотнителей, плюя на прежних хозяев и борясь за место на кухне, а достойно, поодиночке, с уважением к дому. И оказалось, что «в настоящих пространствах современное искусство приобретает дополнительные смыслы и, как выясняется, обнаруживает те же страхи, неврозы, надежды и мечты, которые были свойственны бывшим обитателям старого дома». Так верно, хотя и не вполне рационально написал Аввакумов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать