Статья опубликована в № 2522 от 14.01.2010 под заголовком: Кандидат на вылет

Джордж Клуни снялся в важнейшем американском фильме сезона

В комедии Джейсона Рейтмана «Мне бы в небо» (в оригинале Up in the Air) Голливуд впервые заговорил с массовой публикой о кризисе конца нулевых – не только финансовом, но и кризисе жизненных стратегий
OUTNOW.CH

У Райана Бингэма (Джордж Клуни) самая актуальная в 2009 г. работа – он офисный терминатор, специалист по увольнениям. Когда в любом конце Соединенных Штатов начальник не хочет лично сообщать сотруднику дурную новость, суперменеджер Бингэм летит на помощь. Он опытный психолог, он знает, как преподнести суровую правду многодетному отцу с ипотечным кредитом и одинокой женщине, отдавшей родной фирме 30 лет жизни. И умеет выдержать их полный ненависти и отчаяния взгляд.

У Райана Бингэма актуальная для нулевых жизненная философия, о которой он читает лекции в свободное от основной работы время. Представьте, говорит он, рюкзак, в который вы сложили не только все свое имущество, но и привязанности. Чувствуете, как тяжело его тащить? Самому мистеру Бингэму не нужны ни семья, ни дом, ни офис. Он свободен, он живет в небе, мечтая налетать невероятные 10 000 000 миль, чтобы стать седьмым членом самого элитного клуба.

Его фетиш – пластиковые карточки. Кредитки, клубные карты отелей и арендных компаний – все, что напоминает ему: сегодня успешный человек может сложить весь материальный мир в один карман. Это возбуждает. В «Американском психопате» – сатирическом портрете яппи 80-х – была знаковая сцена, в которой молодые боги Уолл-стрит выясняли, у кого круче визитка: это выглядело как петушиный бой. В фильме Рейтмана герои Джорджа Клуни и Веры Фармиги выкладывают друг перед другом свои золотые и платиновые пластиковые сокровища, и это, конечно, прелюдия к сексу. Алекс, героиня Фармиги, – такой же одинокий бизнес-стрелок, как мистер Бингэм. Идеальная пара.

Они уже не очень молоды и даже немного старомодны. Цинизм прожженных профессионалов, романтика редких встреч в точках пересечения бизнес-маршрутов – для нового поколения это странно. Амбициозная юная Натали (Анна Кендрик) предлагает боссу Бингэма внедрить в компании инновационный метод увольнений с помощью видеочата. Пороху не нюхала, дурочка. Полетай-ка для начала. И поплачь, когда парень бросит тебя по sms. Перевоспитание Натали – не самая сильная, но, видимо, нужная линия фильма. Джейсон Рейтман дает начинающей карьеристке-терминатору развернуться и уйти. У главного героя такой возможности нет.

Как любое небесное создание – будь то ангел, демон или коллекционер бонусных миль, – персонаж Клуни переживает искушение земным, когда вместе с Алекс едет в родной городок на свадьбу сестры и объясняет струхнувшему было перед венцом жениху, как важно, чтобы в счастье и несчастье был кто-то рядом. А потом в порыве переоценки личных ценностей сбегает с коронной лекции про тяжелый рюкзак. Но Рейтман слишком ироничен для сахарного хеппи-энда.

Американские критики объявили «Мне бы в небо» важнейшим фильмом сезона и вообще очень жизненной картиной. Воля ваша, но есть в этом что-то личное. Критику приятно почувствовать с героем Клуни кровное родство. Он такой же циничный романтик, только с пропуском не в салон бизнес-класса, а в мир целлулоидных грез. Он так же часто говорит неприятные вещи. Иногда его даже ненавидят.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать