Мариинка покажет новую "Свадьбу Фигаро"

В пятницу в Петербурге, а в воскресенье - в Москве, Мариинский театр покажет обновленную версию оперы Моцарта "Свадьба Фигаро".
mariinsky.ru. Сцена из спектакля "Свадьба Фигаро".

Мариинский театр представит премьеру оперы Моцарта "Свадьба Фигаро" на русском языке на сцене своего концертного зала в Петербурге в пятницу, сообщает пресс-служба театра. Премьера, которая пройдет 1 мая в рамках петербургской программы VIII Московского Пасхального фестиваля, будет представлена под управлением маэстро Валерия Гергиева.

Новую постановку "Свадьбы Фигаро" украсят яркие декорации - бассейн, качели, оранжерея и много других сценографических затей. Режиссером новой постановки оперы стал Александр Петров, признанный мастер остроумных, изобретательных, изящных спектаклей, считающий это произведение одним из самых современных.

"Чем дальше от нас 1 мая 1786 года, когда состоялась премьера "Свадьбы Фигаро" в Вене, тем вся проблематика, которая написана Бомарше и воссоздана Моцартом в музыкальной драматургии, воспринимается ярче. Мне кажется, что опера Моцарта по пьесе Бомарше - это одно из самых современных и самых совершенных произведений в мировом жанре", - приводятся в информации слова Александра Петрова.

Впервые пьеса Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро" была поставлена в Париже в 1784 году и прошла с сенсационным успехом, однако скоро на постановку пьесы повсеместно был наложен запрет. Репетиции "Женитьбы Фигаро" в немецком переводе Эммануила Шиканедера также были прекращены и в Вене.

В своих "Мемуарах" либреттист и драматург Лоренцо да Понте, рассказывая о встречах и беседах с Моцартом, вспоминал, что именно композитор предложил ему работать над новой оперой по скандально нашумевшей комедии Бомарше.

Их работа шла в полном секрете от всех, а когда она была вчерне закончена, Лоренцо да Понте отправился к императору Иосифу II и, пустив в ход все свое красноречие, коим владел в совершенстве, убедил его в том, что опера совершенно безопасна с политической точки зрения, а музыка полна всяческих достоинств.

Прослушав несколько отрывков из "Свадьбы Фигаро", император разрешил начать ее репетиции в венском Бургтеатре. Премьера, состоявшаяся под управлением композитора 1 мая 1786 года, была принята восторженно. В первый год по количеству показанных спектаклей "Свадьба Фигаро" достойно соперничала с популярными итальянскими операми, что в то время было событием неслыханным. Однако через некоторое время недруги Моцарта добились снятия оперы с репертуара.

Последовавшая через семь месяцев вслед за венской премьерой постановка оперы в Праге в декабре 1786 года имела триумфальный успех. С этого момента начинается вечная жизнь "Свадьбы Фигаро". Опера обошла сцены едва ли не всех музыкальных театров мира.

В России ее впервые услышали в 1815 году в исполнении Петербургской немецкой оперной труппы. На русском языке (кстати, в переводе великого русского композитора Петра Чайковского, обожавшего это произведение) опера была впервые исполнена в Москве 5 мая 1876 года силами студентов консерватории.

В Петербурге "Свадьба Фигаро" была впервые показана на сцене Мариинского театра 25 сентября 1901 года в режиссуре Осипа Палечека. В следующий раз на Мариинской сцене оперу услышали только лишь почти через 100 лет - 5 апреля 1994 года.

Столичные жители смогут услышать "Свадьбу Фигаро" в концертном исполнении в воскресенье, 31 января, в Московском доме музыки во время традиционных гастролей Мариинского театра. 1 и 2 февраля на Новой сцене Большого театра Валерий Гергиев и его театр представит премьеру оперы "Женщина без тени" Рихарда Штрауса в декорациях.