Шоу Depeche Mode оказалось чем-то вроде юбилейного парада хитов группы

Грандиозное московское шоу Depeche Mode прошло в рамках мирового Tour of the Universe, посвященного новому альбому – Sounds of the Universe, но оказалось чем-то вроде юбилейного парада хитов группы, в 2010 г. отмечающей свое 30-летие
А.Махонин

Depeche Mode, ставшие у нас культовыми в середине 1980-х, посещают Россию в четвертый раз. Столь же взаимная любовь у нас сложилась, пожалуй, только с одной прославленной группой, а именно Deep Purple, по сути антагонистами Depeche Mode. Не столько в силу смены поколений, сколько потому, что Depeche Mode, появившаяся, когда любые призывы «взяться за руки» уже вызывали неловкость, – это, по сути, анти-рок-группа. Там, где рокеры-шестидесятники обеспечивали публике повод объединиться, Depeche Mode, напротив, позволяют упиваться собственным одиночеством, пусть даже и в толпе – еще с середины 1990-х британские музыканты вошли в международную элиту рок-групп, собирающих стадионы.

В Москве, в «Олимпийском», имело место ритуальное хоровое пение, хотя даже в выборе песен, которые Depeche Mode предоставили исполнить залу, можно было усмотреть иронию – занятно же, когда многотысячный хор призывает «насладиться тишиной» (Enjoy the Silence). И даже исполненного на финальный бис «Персонального Иисуса» c Depeche Mode разделила-таки многотысячная паства.

Но вместо зажигалок в переполненном «Олимпийском» светились многочисленные мониторы мобильников и камер. Вместо того чтобы возжигать огонь, дабы отметить твое пребывание здесь, сейчас, в этой толпе единомышленников, ты фиксируешь впечатления на пленку, чтобы насладиться ими потом – в другом месте, в другое время, в другой компании.

Сама группа также словно бы пребывала одновременно и здесь, на сцене, и где-то в истории, несомненной частью которой Depeche Mode являются. Основным элементом сценического шоу Tour of the Universe было проецируемое на большие экраны видео, снятое в живом времени, но пропущенное через всевозможные фильтры таким образом, чтобы придать ему несколько ностальгический стиль: ч/б, полиграфический растр. Особо эффектно выглядел излюбленный прием шоу, придуманный еще в 1960-е: своего рода видеореверберация, благодаря которой каждый из участников группы обрастал целым шлейфом двойников, а сцена превращалась в подобие монументальной лестницы из бродвейского шоу, на которой слаженно двигалась вся эта фантомная «массовка».

Если работа с видео на концерте была безупречна, то звук, увы, не всегда. Больше всего от этого пострадал первый сольный номер Мартина Гора (правда, потом все наладилось). Вокальный стиль Гора сильно отличается от вызывающей и в то же время несколько отстраненной, машинной сексуальности Дэйва Гаана и местами даже напоминает драматически кабаретную манеру Марка Алмонда. Пожалуй, именно его номера, в том числе потрясающий Dressed in Black, не вписались в общую вневременную тональность концерта, а стали теми его моментами, когда ты чувствовал, что находишься здесь и сейчас, что шоу, на котором ты присутствуешь, еще только станет достоянием истории, а не вписано в нее заведомо.