ВЦИОМ: 71% российских автовладельцев ездят на подержанных машинах

В программе утилизации старых автомобилей имеют возможность участвовать 45% отечественных автовладельцев.
В.Баранов

Большинство (71%) российских автовладельцев являются собственниками подержанных машин, утверждают специалисты ВЦИОМ, опросив 30-31 января 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.

По данным социологов, доля владельцев подержанных отечественных машин за последние четыре года снизилась с 59% в 2006 году до 47% в текущем году, а иномарок – выросла с 19% до 24% соответственно. Респондентов, имеющих новые иномарки и отечественные авто оказалось примерно поровну, причем, за последние 4 года и та, и другая группа возросла (с 13% до 16% и с 8 до 16% соответственно).

45% автовладельцев имеют возможность участвовать в программе утилизации старых автомобилей, так как являются собственниками машин, выпущенных более десяти лет назад. В основном это респонденты, имеющие подержанные отечественные авто и «иномарки» (64% и 51% соответственно), а также малообеспеченные россияне (61%) и селяне (53%). Впрочем, у 54% опрошенных автолюбителей таких автомобилей в наличии нет - в основном это владельцы новых «иномарок» и отечественных автомобилей (90% и 79% соответственно), а также обеспеченные респонденты (71%), москвичи и петербуржцы (67%).

Подавляющему большинству собственников старых автомобилей известно о программе по обмену старых машин на денежные сертификаты: каждый второй (49%) хорошо информирован об этом, 41% - что-то слышал. Лишь 8% впервые услышали об этой мере от интервьюера. Высокую информированность демонстрируют, в первую очередь, владельцы подержанных «иномарок» (54%) и обеспеченные респонденты (62%). Что-то слышали об этой программе респонденты с низкой самооценкой материального положения (44%). В то время, как большинству селян уже хорошо известно об этой программе (58%), 55% москвичей и петербуржцев впервые узнали о ней в ходе опроса

Наиболее справедливым условием программы респонденты считают положение о том, что утилизируемый автомобиль должен находится в собственности владельца не менее года (70%). Большинство опрошенных соглашаются с тем, что под действие программы попадают лишь автомобили старше десяти лет (66%), что скидка в 50.000 рублей распространяется только на машины, произведенные в России (62%) и что один сертификат позволяет приобрести только одну новую машину (61%). В меньшей степени респонденты разделяют правило, согласно которому сертификат является единственной возможной формой получения денег и потратить его можно только на покупку автомобиля - 49% считают его справедливым, 41% - напротив. Наибольшее несогласие российских автовладельцев вызвало положение о том, что для участия в программе утилизации необходимо заплатить 3.000 рублей - 69% сочли это условие несправедливым.

41% россиян, попадающих под действие программы утилизации и планирующих покупку нового автомобиля, готовы участвовать в ней. В первую очередь это владельцы подержанных автомобилей отечественного производства (52%), уральцы (68%) и жители крупных городов (50%). Нежелание участвовать в программе высказывают 59% опрошенных - как правило, это, владельцы подержанных «иномарок» (85%), обеспеченные россияне (82%), жители Северо-Западного округа (93%) и обеих столиц (80%).

Главная причина, по которой часть владельцев старых автомобилей не желает участвовать в этой программе, это неподходящие условия (37%) программы и недоверие к правительственным программам вообще (30%). Обе причины чаще называют владельцы подержанных «иномарок» (45 и 38% соответственно) и малообеспеченные респонденты (50 и 44% соответственно). Несколько меньшее значение для наших сограждан имеют такие причины, как отсутствие информации (14%), недоверие дилерам-участникам программы (13%), на них более склонны указывать владельцы подержанных отечественных автомобилей (24 и 18% соответственно) и . В числе наименее важных факторов - отсутствие потребности в финансовой помощи (9%) и непопадание в категории граждан, участвующих в программе (8%) - как правило, на такие причины ссылаются обеспеченные россияне (21 и 14% соответственно).