В кризис рекламодатели выбирают телевидение

Кризис легче других пережили «крупные форматы»: в рекламных тратах увеличилась доля телевидения, которое дает максимальный охват, а на рынке усилили позиции крупнейшие рекламодатели

Доходы медиа от рекламы в 2009 г. упали на 26% до 204 млрд руб. (с учетом НДС, для телевидения – с учетом комиссии селлеров), подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Больше всего пострадали от кризиса радиостанции, доходы которых снизились в 2009 г. на 36% до 9 млрд руб., и печатные СМИ, которые продали рекламы на 32,6 млрд руб. (т. е. на 43% меньше, чем годом раньше). Интернет остался единственным медиа, которому удалось улучшить продажи – 19 млрд руб. (рост – 8% по сравнению с 2008 г.), из них 11,3 млрд руб. (рост – 11%) принесла контекстная реклама.

В кризис бюджеты рекламодателей перераспределились в пользу телевидения: его доля выросла с 50% до 55% всего рынка даже с учетом контекстной рекламы, доходы от которой АКАР впервые включила в оценку рынка. А 20 крупнейших рекламодателей на телевидении увеличили свою долю: в 2004 г., по данным аналитического центра «Видео интернешнл» (ВИ), на эти компании приходилось 43% всех расходов на телерекламу, в 2008 г. – 49%, а в прошлом – уже 54%. Еще заметнее вырос физический объем размещения рекламы этих компаний на ТВ – на 13% до 713 000 GRP (пункт рейтинга, отражает число телезрителей, просмотревших рекламный ролик).

Цены на ролики на телеканалах, обслуживаемых ВИ, в прошлом году снизились на 10%, говорил прежде гендиректор селлера Сергей Васильев. Кроме того, в прошлом году селлеры активно раздавали рекламодателям в качестве бонусов непроданные GRP, неофициально признавали продавцы. В этом году ВИ и «Газпром-медиа» отказались от такой практики: на телерекламу хороший спрос с начала года, объясняют они.

Васильев и гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев прогнозируют, что в этом году рынок телерекламы останется на уровне 2009 г. Самый оптимистичный прогноз – у интернет-компаний. Крупнейшая из них – «Яндекс» полагает, что доходы от контекстной рекламы в этом году вырастут на 30–50%, сообщил его представитель Очир Манджиков. Это будет происходить за счет прихода новых клиентов, увеличения бюджетов существующих, роста цены клика, дальнейшего прироста региональных клиентов, уточнил он.