В Перми сошлись все виды современного искусства

Фестиваль «Живая Пермь» показывает, как складываются культурные горизонтали в современной России
А. Мокроусов

Фестиваль современной культуры «Живая Пермь» проходит уже во второй раз и в этом году совпал с Днем города. Организаторы получили около 600 заявок, гости приехали из 30 городов. В итоге оказались представлены все искусства, от кино и литературы до неформата. К последнему относится, например, «Поэтофон» Сергея Тетерина, установленный в книжном магазине «Пиотровский» (это пермский аналог «Фаланстера»). Поднимаешь трубку старинного телефона, а там – поэзия русских футуристов. Молодежный характер фестиваля определил программу open air. Здесь и гастрольный «Пикник «Афиши», и полуночное выступление на автостоянке «Бойцовского клуба» одной из трех трупп танцевального театра Евгения Памфилова, и прибывший из Питера фестиваль авангардной музыки SKIF.

Творческий мост «Пермь – Питер» стал одним из главных сюжетов фестиваля, арт-десант с Невского проспекта выглядел внушительно. В Художественной галерее открылись «Карты» Ольги и Александра Флоренских: художники выкладывают городские карты из подручного материала. Выставочный зал отдали «Персональному проекту» питерца Виталия Пушницкого, а в пустующем здании бывшего Высшего командно-инженерного училища – «Гидропоника» и «Пермская арт позиция», выставки питерских и пермских художников. Обилие экспонатов требовало ювелирной педагогической работы, но фестиваль не проводил экскурсий, без которых диалог с современным искусством сводится к междометиям.

Несколько проектов предложил пермский музей современного искусства PERMM в здании Речного вокзала – от «Фабрики найденных одежд» питерских звезд Глюкли и Цапли до «Якщо», фундаментальной выставки «украинского искусства на переломе», подготовленной Екатериной Деготь. Залы PERMM стали и поэтической сценой, здесь читали поэты Всеволод Емелин и Дмитрий Веденяпин, не говоря уже о традиционном для таких фестивалей поэтическом слэме под руководством Андрея Родионова.

Многие события проходят в торговых центрах, владельцы которых сами предлагали устроителям использовать их площади (центр Перми застроен новыми ТЦ). Так, в «Любимове», названном по имени местного купца, открыли несколько экспозиций, в том числе «Я люблю П» Пермского центра развития дизайна. Артемий Лебедев и его команда представили шрифт, специально разработанный для Перми, а также красную букву П, призванную стать логотипом города. Существует и макет деревянной скульптуры в виде трехмерной П Николая Полисского, ее хотят установить у вокзала. Это один из проектов public art, запланированных на 2011 г. (точности ради – идея с П пришла к ленд-арт-скульптору независимо от Лебедева).

Выставка посвящена и слогану-мантре «Скептики будут посрамлены». Говорят, его любит повторять Марат Гельман, директор музея PERMM, который инициирует сегодня многие пермские начинания. Бурчания в адрес «пришлых» в городе все еще слышны, но мало кто знает, например, что тот же Лебедев, приезжая в Пермь, живет в гостинице за свой счет: не деньги определяют степень энтузиазма. Чем дальше, тем меньше у скептиков шансов обосновать свою позицию. Культурный ренессанс в Перми очевиден. Вопрос лишь в формах, которые он примет в будущем.