Политический триллер Романа Поланского

В прокат вышел перехваленный после Берлинского кинофестиваля «Призрак» (The Ghost Writer) Романа Поланского – скорее скучновато-добротная экранизация романа британского журналиста Роберта Харриса, чем блистательный триллер с фигой в адрес США, ЦРУ и западного политического лицемерия вообще

Ну хорошо: атмосфера. Промозглая погода, вечная туманная дымка над пустынным островом у берегов США, где обитает экс-премьер Великобритании, которому приспичило спешно опубликовать мемуары. Ощущение сперва легкой, но постепенно усиливающейся паранойи, которая охватывает нового «призрака» (по-нашему, «литературного негра»; Юэн Макгрегор), нанятого за месяц отредактировать премьерскую писанину. Мрачная охрана, рукопись под замком, из комнаты выносить нельзя, читайте здесь и быстро. Строжайшая секретность: муха не пролетит. А пролетела бы, так сдохла б от скуки: над этой пачкой бумаги, теоретически сенсационной, неудержимо клонит в сон. Все это странно и, так и быть, тревожно. Тем более что предыдущий литературный помощник мемуариста утонул.

Ну хорошо: Пирс Броснан. Экс-агент 007 в роли бывшего британского премьера Адама Лэнга, работавшего, похоже, по указке из ЦРУ, – не только удачная шутка. После выхода романа журналисты увидели в образе Лэнга недвусмысленный намек на Тони Блэра, но Броснан далек от конкретного шаржа. Он показывает высокий актерский класс, каждым жестом, каждым мимическим движением разоблачая персонажа, но неуловимо оставляя в рисунке роли место для сочувствия. Адам Лэнг не слишком умен, не особенно решителен: действительно, скорее кукла, чем кукловод, но все же крупная и по-своему драматичная фигура. Он обаятелен, но улыбается слишком дежурно и одинаково вне зависимости от ситуации. А ситуация внезапно становится серьезной: вокруг имени экс-премьера разгорается скандал, связанный с пытками подозреваемых в терроризме; дело пахнет Гаагским трибуналом. Но Лэнг выходит к публике все с тем же выражением лица. Идиот, раздражается жена (Оливия Уилльямс), умная, приметливая стерва, умеющая сыграть растерянность и беззащитность. О’кей, еще одна сильная роль.

И все же сравнения «Призрака» с фильмами Хичкока – явный перебор.

Поланский знает толк в нагнетании напряжения, но призрак излишней аккуратности сводит это умение почти на нет. Это чистописание в жанре политического триллера, стерильная имитация классического стиля и большой проблематики: возможности рассказать более сложную историю в фильме были, но так и остались нереализованными.

Поланский знает толк в деталях. Но таких деталей в «Призраке» раз-два и обчелся. Раз: взгляд в окно, за которым дворник собирает в тележку мусор, а ветер тут же выметает его назад. Два: передача записки в финале. Ну хорошо.