Фильм "Игла. Remix" снят непонятно зачем и для кого

Главное про новую версию «Иглы» Рашида Нугманова, к сожалению, понятно еще до просмотра. Точнее, непонятно. Вот эта «Игла. Remix» сейчас для кого и зачем?

Ответ, видимо, надо искать в фильмографии Рашида Нугманова. Последний фильм («Дикий Восток») он снял в 1993 г. Потом уехал жить во Францию. Потом занялся политикой. Потом получил в Казани свидетельство о дворянстве. Все это уже не имеет никакого отношения к кино.

«Игла» (1988) была высшей точкой его карьеры. «Игла» была одним из главных наших фильмов конца 80-х, как «Асса», как «Маленькая Вера». В «Игле» был Цой. Вернуться на двадцать лет назад невозможно, но хочется, наверное, хотя бы напомнить: вот какие мы были, вот какой построили миф.

Что такое ремикс в поп-музыке? Берут старый хит, подкладывают какой-нибудь новый бумс-бумс, и – вуаля! – можно танцевать под пинкфлойдовскую Shine On You Crazy Diamond. Ремикс в кино примерно то же самое. Только вместо танцевального ритма дорисовали комиксовых картинок, досочиняли историю, перемонтировали финал. Стало длиннее. Стало подробнее. Стало оптимистичней.

А в старой «Игле» все было просто и чисто. Был загадочный человек Моро (Виктор Цой), приезжавший в родной город, где ему задолжал некто Спартак (Александр Баширов), тоже персонаж странный и фантасмагорический. Была девушка Дина, которую доктор Артур Юсупович (Петр Мамонов) подсадил на иглу, а Моро с иглы снял. Романтический герой Моро приходил ниоткуда и уходил в никуда.

Главное, в той «Игле» пульсировало время и жил один из главных его героев – уже в полушаге от мифа, но кто ж тогда знал.

Пересматривать оригинальную «Иглу» сейчас по-прежнему увлекательно. Для зрителя – потому что история хорошая. Для критика – потому что это кусок уникальной эпохи. «Игла», как и «Асса», – кино полузабытой, почти легендарной страны, которая существовала во времени между уже фактически мертвым СССР и тем еще непонятным, что возникло потом на его месте.

И вот к этой истории и к этому удивительному пространству-времени дорисовали какие-то цветные картинки. Стилистически совершенно чужеродные, зато напоминающие вроде бы родственное кино: так и кажется, что к «Игле» подклеили что-то доснятое для «Ассы». Еще подмонтировали чуть-чуть документальных съемок. Объяснили, чем в школе занимался Моро, что за подпольный бизнес был у Спартака и как вышло, что он у Моро в долгу. Бумс-бумс, бумс. Какие ценные комментарии для новой аудитории. Дети, посмотрите направо, там был СССР. Дети, посмотрите налево, там была контркультура. Дети, посмотрите прямо: Цой жив.