В Цюрихе повторена легендарная авторская выставка Пабло Пикассо 1932 г.

В Цюрихе повторили легендарную авторскую выставку Пикассо, составленную им самим в 1932 г.
А. Мокроусов

Тогда, в 1932 г., в «Кунстхаусе» Цюриха открыли новую страницу в истории искусства. Впервые музей показывал персональную выставку художника-авангардиста. Первопроходцем оказался Пабло Пикассо. К этому моменту ему было уже 50 лет, его известность достигла пика, настала пора музейного признания.

Самоуверенный Пикассо сам взялся за подготовку выставки. Он отказался от услуг советчиков – в те годы роль кураторов обычно исполняли директора музеев – и сам отобрал работы для показа. Их оказалось так много, что пришлось полностью очистить музейные залы от постоянной экспозиции. Были представлены все периоды творчества начиная с розового и голубого. Но большая часть отражала три периода кубистского Пикассо – аналитический, синтетический и позднекубистский.

Пикассо довольно самонадеянно взял на себя и обязанности дизайнера. Картины размещались в два ряда, некоторые висели прямо у пола. С точки зрения современных принципов показа живописи выставка была настоящей катастрофой.

Но о качестве работ, отобранных тогда Пикассо, говорит сегодня список участвующих в проекте музеев: картины разошлись по крупнейшим собраниям мира, вроде лондонской «Тейт» и нью-йоркского «Метрополитена». В самом «Кунстхаусе» сегодня считают, что лучшее полотно Пикассо в их собрании – «Гитара на столике», классический образец синтетического кубизма 1915 г., ее купили как раз после выставки 1932 г.

Как ни странно это выглядит сегодня, но «Гитара» была единственной картиной, нашедшей тогда своего покупателя. Надо отдать должное назначенным Пикассо ценам: они были максимальными для рынка современного искусства. Экономический кризис не вынес такого запроса.

Нынешняя выставка сохранила пропорции 1932 г.: кубизму здесь уделили первостепенное внимание. Из 220 картин, показанных когда-то в «Кунстхаусе», собрали 74. «У нас не было цели вновь собрать все работы, – говорит куратор выставки Тобиа Бецола, – важнее было сохранить структуру, предложенную в свое время Пикассо». К тому же в ходе подготовки проекта выяснилось, что следы некоторых картин с выставки 1932 г. теряются после аукционов 60–70-х гг.

В сохранившейся переписке между Пикассо и его галеристами обсуждалась возможность показать в Цюрихе полотна, приобретенные в свое время Морозовым и Щукиным и находившиеся в Советском Союзе (Пикассо очень их ценил). Корреспонденты сошлись во мнении, что заполучить эти картины невозможно.

Но и без них выставка оказалась успешной, несмотря на неоднозначную реакцию прессы. Так, психоаналитик Карл-Густав Юнг в статье, опубликованной престижной газетой «Нойе Цюрхер Цайтунг», назвал Пикассо шизофреником. Тем не менее (или благодаря этому?) за девять недель выставку посетило 34 000 зрителей. На нынешней ожидается в семь раз больше.