Документированная правдоподобная выдумка художника

В галерее XL можно увидеть новую работу Игоря Макаревича «Семья Эрастовых» – как будто о прошлом, на первый взгляд сентиментальную
В. Леденев/ Для Ведомостей

Игорь Макаревич за свою долгую жизнь в искусстве придумал достаточно много вымышленных персонажей с биографиями, чтобы верить в его «я» в пояснении к «Семье Эрастовых».

Новое сочинение классика отечественного современного искусства о давно, хоть и на памяти многих, ушедшем: советских проводах в эмиграцию, опустевших домах, ненужных фотографиях чужого детства, о том, что мы предполагаем не то, что случится.

Художник рассказывает историю про многодетную диссидентствующую московскую семью с неправдоподобной фамилией, про ее проводы в «Шереметьево» и навсегда, про случайно отснятую дважды черно-белую пленку, отпечатки с которой поразили неожиданной выразительностью наложенных другу на друга изображений.

В доказательство приводятся эти снимки, выстроенные в линию, образующие почти декоративный – благодаря повторению сюжетов – фриз. Под ним на архаичных метках для прачечной висят скромные альбомчики с черно-белыми семейными снимками. Ну и главный вещдок – взятый в раму кусок старых обоев с нацарапанными буквами иврита – каковы времена, такая и фреска.

Времена были бедные и убогие, но фотографические воспоминание о них Макаревич превратил в инсталляцию внешне хоть и простую, но вполне изысканную, прямо-таки эстетскую. И эпическую, а эпос не знает сантиментов.

Семидесятые годы ушедшего века – другая, не похожая на нынешнюю эпоха, с иной эстетикой. На снимках даже «Шереметьево» не сразу узнаешь. И надрыв проводов в эмиграцию теперь непонятен – трагедии невозврата не случилось. Так что прошлое, даже наше, художнику (нам) не принадлежит, только истории.