Немецкая версия «Дракона» по мотивам Андерсена и Евгения Шварца

В Лионе показали спектакль по мотивам Андерсена и Евгения Шварца. «Опера дракона» Хайнера Мюллера не смогла обойтись без терменвокса

Лучше марионеток пугливых горожан никто не сыграет / Celestins

Средневековье, город, холера. Вся надежда на дракона, спасающего жителей от чумы. Его цена – юные девы, в год по одной, дар неизбежен, смерть гарантирована. Наступает очередь Эльзы...

Спасает пришлый рыцарь: Ланселот убивает дракона при молчаливом неучастии горожан. Кажется, им все равно, кто будет править, но либералы как-то милее.

В свое время Ганс Христиан Андерсен вдохновил Евгения Шварца, написавшего пьесу «Дракон». Шварц вдохновил Хайнера Мюллера (1929–1995). Так на свет появилась «Опера дракона», одно из важнейших произведений в наследии немецкого драматурга. В соавторстве с женой, болгаркой Гинкой Чолаковой, он написал либретто для оперы Пауля Дессау, прежде работавшего с Брехтом. Следы датского и русского первоисточника здесь чувствуются, но не являются решающими. Мюллер обратился к классике, как он делал постоянно, обращаясь то к немецкой литературе, то к Шекспиру. По мотивам последнего Мюллер создал, например, «Макбета», «Анатомию. Тит. Падение Рима» и «Гамлет-машину» – эта пьеса дала название легендарному сборнику драматурга, куда попал и «Дракон». Сегодня его ставят не только как оперу, но и как драму. В лионском театре Celestins показали версию с марионетками.

Такие сложные тексты, имитирующие простую структуру и сказочно-наивный сюжет, требуют изощренного мышления. Впрочем, режиссеру Йохани Берту к сложностям не привыкать. Основанный им Театр Рометт известен экспериментами – в первом его спектакле, например, актер весь вечер работал на сцене с тестом. Для «Дракона» (он сделан совместно с театром La Comédie de Clermont-Ferrand) понадобились марионетки, четыре кукловода, микрофоны, видеоряд и человек-оркестр – Томас Квинар, играющий на множестве инструментов, в том числе терменвоксе. Гийом Лорша выстраивает сложнейший свет, в котором история диктатора обретает неожиданную глубину, а локальный политический сюжет – масштабы мировой драмы.

В центре ее не диктатор и не комичный в своих повадках герой, но те, кто наблюдает, иногда оправдываясь, но чаще молчаливо. Их будущее спасает лишь финал. На последних минутах зрителей просят вскрыть конверты, полученные при входе в зал. Внутри очки. Когда их надеваешь, актеры преображаются в ангелов, за чьими спинами светится что-то похожее на крылья. Так появляется шанс даже у горожан, привыкших относиться ко всему с энергией телезрителя.

Лион