Квартирка, ребенок и 0,8 машины

Исследование реальных представителей показало, чем живет российский средний класс.
А.Махонин

Представители российского среднего класса имеют небольшую квартиру, одного ребенка, раз в месяц ходят в ресторан и узнают новости из интернета. Они надеются, что их доход в этом году вырастет почти на 10% по сравнению с прошлым годом – таковы итоги исследования, проведенного «Тройкой диалог».

Инвестбанк опросил 2000 человек в возрасте от 25 до 45 лет, проживающих в 150 крупных городах России, фокусируясь в первую очередь на представителях среднего класса. «Тройка диалог» условно назвала их Ивановыми и вот что обнаружила.

У Ивановых хорошее образование (у 79% опрошенных образование высшее), они относят себя к православным (77%), работают в частном секторе (79%), немного говорят по-английски (57%) и относят себя к среднему классу (96%).

Их средний доход на человека – $1100 в месяц по паритету покупательной способности, что соответствует принятому в мире определению среднего класса. Они имеют в собственности (82% опрошенных являются собственниками) небольшие квартиры (в среднем площадью 60 кв. м), в среднем на одно домохозяйство приходится 3,5 человека и 1,4 ребенка на семью с детьми. Они хотят улучшить свои жилищные условия (32%) или отремонтировать свое жилье (48%), отмечают аналитики «Тройки» Кингсмилл Бонд и Андрей Кузнецов.

В собственности у Ивановых также 0,8 автомобиля (две трети опрошенных имеют автомобиль) и 1,4 компьютера; 10% опрошенных имеют по два автомобиля на семью. Они откладывают 10% своего дохода, но их совокупных сбережений хватит только на четыре месяца. Основная часть сбережений – депозиты и наличность, и только 8% опрошенных владеют акциями, 2% – облигациями, 5% являются вкладчиками ПИФов. Они проводят более трех часов в день в интернете. Для них это основной источник информации, и 43% опрошенных пользуются услугами интернет–магазинов минимум раз в месяц.

Они делают покупки в гипермаркетах (50% опрошенных) и раз в месяц ходят в ресторан; 28% их дохода уходит на питание и одежду и 20% – на предметы роскоши, путешествия, рестораны. Приблизительно 68% опрошенных были за границей, 55% планируют поехать за границу в течение года и 18% регулярно проводят отпуск за границей.

Наибольшее беспокойство у них вызывает инфляция и безработица, но они сравнительно оптимистично настроены и ожидают увеличения своего дохода в 2011 г. на 9% по сравнению с 2010 г.