Берлину показали российские картины

На Берлинале прошел неофициальный русский день. Были продемонстрированы все три берлинские картины, сделанные у нас либо имеющие к нам отношение. Все они в той или иной мере обманули ожидания
www.berlinale.de

Конкурсный фильм «В субботу» классика Александра Миндадзе – первый в истории (среди игровых фильмов), рассказывающий о жизни города Припяти в те сутки после чернобыльской катастрофы, когда никто еще ничего не знал и люди отмечали выходной. Фильм – российско-украинско-немецкий. Серьезные деньги на него выделила крупная компания Bavaria Film, отказавшаяся при этом от собственного проекта про Чернобыль. Миндадзе, однако, автор особенный. Во всех его сценариях человек сталкивается с катастрофой либо чем-то другим из ряда вон выходящим, но дело не в катастрофе, а в человеке.

Так и здесь: мы несколько раз видим взорванный или светящийся вдалеке от пожара четвертый энергоблок, но речь не об аварии. Все основное время камера, дергающаяся похлеще, чем в фильмах фон Триера, пытается поймать крупным планом застывшее в безумии лицо главного героя – молодого партработника, который уже знает о катастрофе и хотел бы удрать, прихватив с собой из города девушку, но вместо этого оказывается на ресторанной свадьбе давнего друга, дерется, обнимается, напивается и помогает лабать своему бывшему ансамблю, который когда-то предал. Фильм из тех, что порождает десятки трактовок. Одна из главных – он разоблачает основы советского мифа, целиком построенного на смерти и героизме: люди привыкли ощущать радость только в ситуации испытания и легко идут навстречу гибели. Но реакция зала прессы была кисловатой. И даже рецензия в авторитетном Variety, в целом одобрительная, сводится к тому, что фильм смотреть трудно. Что оператор – румын Олег Муту, конечно, гений, но перестарался. В случае с фильмом, пожалуй, совершен рекламный просчет. Аннотации (фильм о Чернобыле!) и традиционные кадрики из него, опубликованные в берлинском каталоге (каковых в фильме нет), настраивают публику на привычное правильное кинозрелище. Но Миндадзе по правилам никогда не играл.

Другая наша картина – «Мишень» Александра Зельдовича из программы «Панорама» (сценарий написан режиссером совместно с Владимиром Сорокиным) – тоже слегка обманывает аудиторию. Некоторые идут на политическую сатиру о России 2020 года, где есть элита и остальные, а основа благоденствия по-прежнему недра, а теперь еще и 30-полосный автобан из Китая в Европу, по которому непрерывным потоком движутся фуры и шакалят продажные таможенники. Но это не только сатира. Это многослойный кинороман о тоске по молодости и свободе и попытках найти в жизни смыслы, помимо материальных. Как сказал на Берлинале Владимир Сорокин, фильм еще и о том, что нельзя играть со временем, отрываться от него, идти против естественного течения жизни, чем герои активно увлечены. На пользу фильму то, что он очень европейский по стилю. На премьере его приняли доброжелательно.

О том, как обманул ожидания еще один важный для нас фильм из «Панорамы» – «Ходорковский» немца Кирилла Туши, – читайте на сайте www.vedomosti.ru.