Статья опубликована в № 2890 от 08.07.2011 под заголовком: На то и пингвины, чтоб совесть будить

Джим Кэрри попытался перещеголять пингвинов

В семейной комедии «Пингвины мистера Поппера» перед Джимом Кэрри встает нелегкая задача перещеголять самых смешных (после енотов) представителей мира животных
Киноафиша

Детская книжка про мистера Поппера и его питомцев не сходит с печатного станка с 1938 г. и даже входит в обязательную программу американской начальной школы. Немного странно, что сюжету о том, как выводок водоплавающих птиц меняет человеческую жизнь, пришлось ждать экранизации почти целый век. Зато теперь даже школьники могут отметить, как сильно все изменилось за семьдесят с лишним лет.

Бедствующий маляр, получивший в дар пингвина и устроивший из своей жизни сначала зоопарк, а потом цирк (в буквальном смысле), в киноверсии превратился в циничного разведенного агента по недвижимости, зато с апартаментами на Манхэттене. Сразу видно, что у героя наших дней все в порядке с финансами, а вот с остальным не очень. Бывшая жена вот-вот съедется с бородатым заботливым рохлей, дети при каждой попытке поговорить закатывают глаза и утыкаются в мобильный, зато понедельник Том Поппер (Джим Кэрри), в отличие от нормальных людей, встречает со вздохом облегчения: работа – единственное, в чем он преуспел.

На мраморной вывеске девелоперской компании, больше напоминающей надгробие, обещают вот-вот выбить его имя (для этого Попперу надо всего-то изъять у старушки со старомодными принципами принадлежащий ей ресторан в Центральном парке). То, что человек гробит свою жизнь, понятно даже без этой метафоры и с расстояния в тысячи километров, так что отец-путешественник в качестве предсмертного жеста отправляет Тому душеспасительную посылку с пингвином. Вскоре за ней появляется и вторая – к ужасу адресата, пингвинов там в пять раз больше.

Режиссер Марк С. Уотерс берет на вооружение одно из самых затасканных комедийных клише – хронику перевоспитания героя, которому для достижения цели необходимо проявить все отрицательные качества (обычно – немедленно ловко жениться, а здесь – захватить клок земли в центре города) и который в итоге обнаруживает в себе положительные. Но автор прекрасно понимает, что в начале XXI в. семейства с детьми вряд ли ходят в кино за моралью. В комической истории о том, как шесть субантарктических птиц беспардонным образом делают из риэлтора человека, постановщика интересуют детали.

Пингвины устраивают разгром, ходят строем, умильно скользят, пародируют Чаплина, доводят до нервного срыва соседей и заодно возвращают герою семью и человеческий облик (который, правда, заключается в том, что он перестает бриться и бросает работу).

То, что фильм с такими данными получился не слишком смешным, – надо сказать, выдающееся достижение. Разгадка даже не в том, что Джим Кэрри с каждым годом выглядит все мрачнее, а в том, что все эти гэги не раз виданы у аниматоров, в роликах на YouTube и даже у Вернера Херцога: финальная сцена, в которой возвращенный в родную стихию пингвин направляется в противоположную от стаи сторону, кажется циничным приветом херцоговским «Встречам на краю света», где та же самая ситуация была совершенно душераздирающей.

В конце книги герой сам в некотором роде превращался в пингвина и уплывал в Антарктику, осознав, что его подопечным не место в шоу-бизнесе.

Возможно, сценаристам действительно пора перестать полагаться на трюки животных и наконец сочинить Джиму Кэрри роль, в которой на него будет интересно смотреть в отрыве от того, что ему кто-то покакал на голову.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать