Статья опубликована в № 2899 от 21.07.2011 под заголовком: Шуман стал еще романтичнее

Оркестр из Бремена блеснул в Петербурге

Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена безукоризненно сыграл на фестивале «Звезды белых ночей» все симфонии Шумана
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
В. Барановский
Акционеры

Немецкий камерный филармонический оркестр Бремена организован как акционерное общество, в котором каждый музыкант – независимый акционер. Они не получают государственной поддержки, сами формируют бюджет, привлекают спонсоров и определяют, что, когда и с кем играть. В 2004 г. музыканты пригласили на пост художественного руководителя Пааво Ярви.

«Мальчики мои, между прочим, очень любят Шумана. Говорят, что самые лучшие симфонии – его. И только потом, на втором месте, у них Брамс», – рассказывал Неэме Ярви, знаменитый дирижер старой петербургской школы, учившийся у самого Николая Рабиновича и много лет руководивший Детройтским симфоническим оркестром. «Мальчики» – это его сыновья, Пааво и Кристиан. Оба стали известными дирижерами. Старший, Пааво, даже превзошел славой отца. Абсолютное мировое признание пришло к Пааво после того, как он подготовил, сыграл и записал с бременским оркестром все симфонии Бетховена. В 2009 г. цикл был частично сыгран на летнем Зальцбургском фестивале и полностью – на Бетховенском фестивале в Бонне, где и был записан на Deutsche Welle. Гастроли бременцев проходили с шумным успехом, а после выхода DVD рейтинг оркестра и его руководителя подпрыгнул до небес: Пааво Ярви моментально вошел в двадцатку топ-дирижеров мира. И понятно почему: его интерпретация буквально перевернула принятые представления о Бетховене. Камерный состав бременцев неожиданно укрупнил и подчеркнул фанфарно-победную составляющую симфоний Бетховена, погрузив слушателей в исторически верный звуковой контекст.

На волне успеха DVD бременцы вместе с Ярви решили сыграть все симфонии Шумана.

В Петербург бременский оркестр приехал на пике формы: все четыре симфонии были уже основательно «выиграны», причем настолько, что исполнение обрело фантастическую свободу и осмысленность. Бременцы «делали музыку» – и перед восхищенным залом раскрывался звуковой мир, блистающий яркими, звонкими, чистыми красками. Интерпретация Ярви поначалу могла показаться избыточно романтичной. Контрасты – запредельными, пиано – едва слышным, а форте – оглушительно сильным. Гремящие литавры совершенно по-бетховенски обрушивали звучности во Второй симфонии. Лукавая тяжеловесность деревенских лендлеров отсылала к «Деревенской свадьбе» Брейгеля. Фуги, которые Шуман честно писал практически в каждой симфонии, игрались с восхитительно четким ритмом и выразительной артикуляцией. Абсолютное слияние воли дирижера с музицирующим оркестром: все, что маэстро транслировал музыкантам, выполнялось мгновенно.

Амбициозность оркестра, в котором каждый музыкант – личность, очень помогла дирижеру. Эмоциональный ток, идущий от Пааво, был живым, порывистым, приподнято радостным. Так что два вечера в концертном зале «Мариинский», проведенные с симфониями Шумана, принесли музыкальные впечатления самой высокой пробы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more