Парк Горького обходится бюджету города почти 300 руб. за квадратный метр в год

Что появится после перестройки на месте самого известного парка страны
msk.mainpeople.com

Гендиректор юридической компании «Апрель» Алексей Вершинин открыл для себя новое место: теперь каждый вечер после работы он едет вместе с женой в ЦПКиО им. Горького — покататься на велосипедах, полежать в шезлонгах, посмотреть на «танцующие фонтаны», поужинать в новом ресторане. «Раньше мы с семьей бывали в парке Горького раз в два-три года, не чаще, — говорит Вершинин, — потому что не нравилось все: шалманы, пьяные люди, ретроаттракционы, музыка 90-х. Этим летом ситуация перевернулась с головы на ноги, и я советую друзьям ехать именно в парк Горького, где теперь гуляют красивые стройные люди, которые предпочитают велики и ролики виски и рому».

Лихорадочная работа по благоустройству идет сегодня во всех парках столицы — ее подстегивают невиданные по меркам последних 20 лет финансовые вложения города и интерес мэра, который ездит в места отдыха с проверками. «Я посчитал, что в раньше на наш парк с учетом зарплат сотрудникам выделяли в год около 30 руб. на квадратный метр, — рассказывает директор Измайловского парка культуры и отдыха Анатолий Боярков. — Сегодня эта сумма почти в 10 раз больше».

В этом году деньги идут в основном на общее благоустройство парков, замену устаревшего и приобретение нового спортивного оборудования, организацию новых детских площадок и аттракционов. «Мы сделали упор на развитие инфраструктуры парков, — говорит советник Департамента культуры Елена Струшкова. — Цель этого года — придать нашим паркам достойный современный вид. Вопросами специализации парков мы будем заниматься в период с 2012 по 2016 г.».

«Большинству нужно просто больше мест, где можно спокойно прогуляться, посидеть, чтобы было красиво»

Осенью руководители парков должны представить свои концепции для программы «Развитие индустрии отдыха и туризма» на 2012-2016 гг. Ее общественное обсуждение сейчас идет на сайтах правительства Москвы и нескольких департаментов. «Москвичи почему-то практически не участвуют в обсуждении, — рассказывает Струшкова. — На нашем сайте не появилось ни одного пожелания, а из нескольких сообщений, которые пришли на портал Департамента семейной и молодежной политики, нет ни одного серьезного».

По словам руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, москвичи не хотят аттракционов и не хотят платить за вход в общественный парк. «По последним опросам, за строительство “Диснейленда” в Москве высказалось всего около 10% жителей, — говорит чиновник. — Большинству нужно просто больше мест, где можно спокойно прогуляться, посидеть, чтобы было красиво».

«Пятница» узнала, что меняют в трех главных парках культуры и отдыха и какими они готовятся стать.

Как в Лос-Анджелесе

Перед входом в «Сокольники» и на центральных аллеях недавно появились большие схемы парка, на которых выделены объекты реконструкции и площадки для пикников и летние читальни, которые только должны появиться. По пыльному асфальту снуют катки и проносятся грузовики, распугивая пешеходов и посетителей в инвалидных колясках, которые клянут под нос очередного мэра с очередными дорожными новшествами.

«В этом году занимаемся в основном благоустройством и реконструкцией, — рассказывает новый директор ПКиО “Сокольники” Андрей Лапшин, который приступил к своим обязанностям 18 июля. — В павильоне № 11, где находится Музей льда, к зиме откроется каток с искусственным покрытием, обновится фасад. На Большом Путяевском пруду к следующему лету появятся лодочная станция и плавучий бассейн с чистой водой». Больше 200 новых велосипедов и 400 пар роликовых коньков, десяток Segway и 3-4 горнолыжных тренажера-симулятора, мощеные дорожки и роллердром — все это должно уже в ближайшие месяцы привлечь новых посетителей и вернуть таких, как Алексей Вершинин. До обновления ЦПКиО им. Горького он обычно катался на велосипеде именно в «Сокольниках»: «Налет совковости и 90-х здесь, конечно, силен», — полагает он.

По мнению Лапшина, уникальной особенностью «Сокольников» является выставочный комплекс на его территории — он-то и может стать базовым элементом в новом парке. «В Лондоне и Париже есть конгресс-центры, вписанные в инфраструктуру парка, — говорит Лапшин. — У нас уже сейчас проводится много оригинальных мероприятий, остается связать все части парка, которые до сих пор существовали отдельно: выставочный центр, зону перед главным входом, объекты вдалеке».

По мнению генерального секретаря Международной федерации ландшафтных архитекторов (IFLA) Ильи Мочалова, «Сокольникам» подошла бы концепция парка Джетти в Лос-Анджелесе, в котором находится арт-центр Джетти. «Сочетание дикого лесного массива и современного парка, который является продолжением выставочного пространства, может оказаться очень привлекательным для людей, — говорит Мочалов. — Только “Сокольникам” имеет смысл задуматься о перепрофилировании деятельности выставочного центра, выбрать что-нибудь более подходящее для совмещения с прогулкой по парку, например, стать музейным центром, как парк Джетти. Он не только используется музеем как арт-площадка для какой-то конкретной выставки. В нем собрана коллекция паркового антиквариата — греческого, римского, этрусского. Гулять там очень интересно».

Как в Петергофе

«Интересный ландшафт, богатая флора и фауна предполагают создание здесь прежде всего прогулочного парка, — рассказывает директор ПКиО “Фили” Вячеслав Король. — Тут можно проложить маршруты для пеших, велосипедных или конных прогулок. Они существуют и сейчас, но их нужно благоустроить, сохранив экосреду». Экологическая тематика, по мнению директора, не единственная основа для будущей концепции. «Здесь проходила линия обороны рубежей Москвы в 1941 году, совсем рядом был Совет в Филях в 1812 году, в самом парке сохранился усадебный комплекс XVIII в., — перечисляет Король. — Необходимо развивать историческую тему. В усадьбе можно создать музей, например, садово-паркового искусства, или русской усадьбы, или истории и быта России в VIII-XIX вв.».

Мечты Короля ограничены тройным статусом «Филей»: вся территория в 266 га — это и парк культуры, и памятник архитектуры, и особо охраняемая природная территория (ООПТ). «Статус ООПТ, к примеру, не позволяет убирать здесь поросль и подлесок, то есть превратить хотя бы часть территорий “Филей” в культурный ландшафтный парк, — говорит директор. — Жители жалуются на заросли, плохое освещение, отсутствие точек общепита, а мы получаем отказы на большинство наших запросов о проведении работ».

Разрабатывать концепцию «Филей» помогает дирекция парка Tivoli в Копенгагене, который, по мнению Короля, больше всего из европейских напоминает привычные нам ПКиО. «Это настоящий парк культуры и отдыха, в котором проходят творческие вечера и концерты, есть аттракционы и места общепита, — говорит Король. — Только его уровень не сравним с нынешними московскими парками. Взять хотя бы рестораны в Tivoli, два из которых имеют мишленовские звезды». По словам Кульбачевского, ради хорошей идеи можно и статус изменить — по постановлению правительства Москвы. «Если общественность скажет, что проект, разработанный Tivoli, востребован, и территория не должна быть особо охраняемой», — добавляет он.

Комиссар фестиваля «Архстояние» Антон Кочуркин считает, что «Фили» — единственный из московских ПКиО, в котором можно организовать красивый ландшафтный парк, как в Петергофе. «В “Филях” прекрасные природные пространства с выходом к реке, который сейчас закрыт из-за непролазного леса и застройки, — говорит Кочуркин. — Здесь можно создать место для размышления и вдохновения, чем и должен быть, по-моему, идеальный парк. Как Петергоф, например, где легкость верхнего парка и пышность нижнего, террасы и фонтаны создают настроение».

Как в Чикаго

ЦПКиО им. Горького меняется каждый день: если вы уже побывали на Оливковом пляже и роллердроме, купили стакан черешни по 150 рублей в ларьке «Хачапури», то ждите открытия вольера с 20 белками и модных велопрокатов, где можно будет арендовать веломобили. Скоро в пруд запустят мраморную лодку, в День города планируют установить скульптуру девушки с веслом, а к зиме открыть самый большой в столице каток с искусственным льдом под открытым небом.

«На сегодняшний момент мы центральный парк города, — говорит директор ЦПКиО Сергей Капков, — и у нас можно увидеть самых разных людей, от бабушек и детей утром до молодежи на световом шоу фонтанов, которое начинается в 22.30». В ЦПКиО не рады только пьяным, хотя к традиционно нетрезвому Дню десантника готовятся как к празднику: собираются, например, увешать голубыми беретами центральный вход. «Видно, что в ЦПКиО за дело взялись энтузиасты, — говорит Илья Мочалов из IFLA. — Они быстро расчистили все авгиевы конюшни, придававшие парку позорный вид. Только я не увидел тут работы профессиональных ландшафтных архитекторов. Пляж на набережной поставили, а спуска к воде не организовали, через дорогу стоит ЦДХ, а тут никакой арт-площадки под открытым небом».

По его мнению, ЦПКиО может стать современным и востребованным городским парком, сравнимым по уровню, к примеру, с Миллениум-парком в Чикаго, который примыкает к району небоскребов и использует как основу совсем не природные пространства — он построен на крыше железнодорожного вокзала. «Однако для этого мало энтузиазма и денег, — считает Мочалов. — Качественная городская среда не создается залатыванием дыр: не хватает цветников — провели тендер, не хватает спортплощадок — организовали еще один “конкурс”. Нужно принципиально изменить подход. Для начала городская власть приглашает профессионалов, чтобы грамотно сформулировать техническое задание для творческого конкурса среди специалистов. А они уже смогут предложить комплексные решения по формированию среды. Только после этого и можно браться за дело».