Стиль жизни
Бесплатный
Клэр Шайн
Статья опубликована в № 2905 от 29.07.2011 под заголовком: Политика у папских стен

Авиньонский фестиваль прошел в ожидании выборов и перемен

Фоном завершившегося в Авиньоне 65-го театрального фестиваля стали предстоящие президентские выборы и громкие отставки и назначения на высших культурных постах Франции
AFP
Кардиналы

В 2003 г. забастовщики сорвали последний фестиваль, спланированный прежним директором Бернаром Фэвром д’Арсье. Сменившие его Ортанс Аршамбо и Венсан Бодрийе изобрели новую концепцию фестиваля, став «серыми кардиналами» в тени «приглашенных артистов», которые меняются каждый год и обеспечивают разнообразие и многоплановость авиньонских программ.

Приезжая на Авиньонский фестиваль в последнюю неделю, замечаешь интересные перемены. Лихорадочный гул ожидания утих, хотя некоторые герои программы еще должны прибыть. Уличные настроения стали спокойнее.

65-я годовщина фестиваля, созданного Жаном Виларом в послевоенные годы, совпала с перестановкой политических сил во Франции. А в течение нескольких последних сезонов в газетных репортажах из Авиньона рецензии сменились отчетами о забастовках и обсуждением радикальности фестивальных программ. Но, несмотря на политический фон, кажется, что Авиньон окружен атмосферой мира и любви.

Актер Фабрис Лукини сравнил руководство фестиваля с «сектой, которая отвергает прекрасные представления». Но обвиняемые – директора официальной (in) программы Ортанс Аршамбо и Венсан Бодрийе – сохраняют безмятежность, так как число возмущенных театралов невелико. Введенная Аршамбо и Бодрийе практика ежегодной смены «приглашенного артиста», вокруг которого формируется программа, укоренилась. С точки зрения дирекции, это продолжение традиции Вилара и возможность охватить все виды искусств.

На 65-м фестивале главными были танец, греческая трагедия, Шекспир и Стриндберг.

«Приглашенный артист» этого года – французский хореограф Борис Шармац соединил в программе изобразительное искусство и музыку. Участникам фестиваля было предложено работать «в резонансе с архитектурой и историей Авиньона». Некоторые откликнулись: кульминационными моментами программы на главной авиньонской площадке – Почетном дворе Папского дворца – стали рассветный показ спектакля Анны Терезы де Кирсмекер и сделанная Гаем Кассье проекция на дворцовые стены гигантских теней Жанны д’Арк и препирающихся епископов.

Тематически фестиваль касался самых разных вопросов. Выступление Жанны Моро с текстом Жана Жене напомнило о ее авиньонском дебюте (60 лет назад). Артюр Нозисьель представил дискуссионную постановку романа об участнике польского Сопротивления Яне Карском, который когда-то вдохновил создателя знаменитого документального фильма о холокосте «Шоа» Клода Ланцмана.

Но шок консервативно настроенных театралов от нововведений в официальной программе не влияет на популярность фестиваля у публики. В этом году было продано 93% билетов (128 000 мест, на 12 000 больше, чем в 2010-м). 5000 зрителей пришли на встречи с ведущими французскими интеллектуалами. А в неофициальной программе (off) приняли участие 950 компаний, показавших 1150 шоу.

Авиньонская магия работает и на политиков. В преддверии октябрьских предварительных выборов большинство кандидатов сочли своим долгом приехать в город, чтобы поговорить о стратегиях поддержки театрального искусства – несмотря на недавнюю вполне шекспировскую драму Доминика Стросс-Кана, который все еще витает в воздухе как призрак Банко из «Макбета». Тем не менее внимание сконцентрировалось на вопросах будущей финансовой поддержки. Министр культуры Фредерик Миттеран объявил о субсидиях в размере 12 млн евро в ближайшие три года. «Карликовый план от низкорослого министра», – прокомментировал это глава профсоюза работников сценического искусства на недавнем митинге. Заявление социалистического кандидата Мартины Обри об увеличении культурного бюджета на 30–50% стало сенсацией и было мгновенно оспорено правящей партией.

Положение фестивальных директоров Венсана Бодрийе и Ортанс Аршамбо остается противоречивым. В апреле правительство сыграло очередной раунд «музыкальных стульев» à la française – именно эту игру напоминает перемена персонажей на лучших культурных должностях страны. Оливье Пи был уволен с поста главы театра «Одеон». Негодование от его замены на Люка Бонди не угасало на радио и телевизионных каналах, пока не было объявлено, что Пи получит должность директора Авиньонского фестиваля в 2013 г. (можно считать это утешительным призом). Столь поспешное назначение дает Бодрийе и Аршамбо еще два года на директорских постах. А значит, «приглашенным артистом» в 2012 г., как и планировалось, станет Саймон Макберни, лидер знаменитого театра Complicity.

Подобная расстановка сил позволит дуэту Бодрийе и Аршамбо увидеть также реализацию взлелеянного ими проекта: открытие постоянной резиденции артистов и помещения для репетиций в авиньонском пригороде. Но пока нет никаких официальных оценок работы фестивальной дирекции, долгосрочную политику Авиньона сложно предугадать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more