Статья опубликована в № 2909 от 04.08.2011 под заголовком: Легенда и ее дело

Балерина Алисия Алонсо отметила 90-летие в Москве

Концерт Viva Alicia, устроенный в честь 90-летия Алисии Алонсо, дал повод блеснуть некогда обожаемому в СССР Национальному балету Кубы – труппа представила восемь ведущих солистов. Но им не удалось затмить поклонов великой звезды прошлого
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
М.Логвинов

На сцену Алисия Алонсо вышла в чистейшей первой позиции – развернув ноги строго на 180 градусов, и в ней же, стоя на каблуках, выслушала чуть не получасовые аплодисменты. Не приветствовать эту женщину невозможно: еще в молодости она потеряла зрение, но это не помешало ее стремлению танцевать. Алонсо вошла в число лучших балерин мира в то время, когда на сцене были Уланова и Плисецкая, Шовире и Фонтейн. И поставила непобиваемый, вероятно, рекорд: закончила танцевать уже в эпоху Лопаткиной и Вишневой. А сразу после прихода к власти Фиделя Кастро она стала одним из создателей Национального балета Кубы, у руля которого остается до сих пор.

Когда-то эта труппа, быстро выросшая до уровня балетной премьер-лиги, выступала у нас чуть ли не ежегодно, а ее ведущие солисты регулярно танцевали с Большим, ленинградским Кировским и другими советскими театрами, сама же мадам Алисия даже не может точно подсчитать, шестнадцатый или семнадцатый раз приезжает в Москву. Но перестройка положила конец этим крепким связям, которые были укреплены тем, что сама Алонсо училась классическому танцу у русских танцовщиков-эмигрантов Любови Шоллар, Анатолия Вильтзака, Александры Федоровой, а карьеру начинала сотрудничеством с Михаилом Фокиным и Джорджем Баланчиным. Теперь же Москва довольствуется опосредованным знакомством с кубинским балетом: через искусство Хосе Мануэля Карреньо, Карлоса Акосты и других звезд, родившихся и выученных на Кубе, но получивших разрешение на работу в западных компаниях.

Эта длинная обойма темпераментных виртуозов и сформировала современные представления о кубинском балете. Но концерт, составленный преимущественно из слегка отретушированных Алисией Алонсо классических па-де-де, стал свидетельством кризисного состояния труппы или, во всяком случае, ее лидеров.

Среди мужчин есть обладатели как великолепных природных данных, так и весьма средних, но все они обнаруживают надежный фундамент хорошей школы. У каждого из приехавших – свой конек: у одного – красивейшие ноги, у другой – сценическое обаяние, у третьего – прекрасный прыжок, у четвертой – красивейшие тур-пике. Все девушки наперегонки соревнуются в устойчивости баланса, а мужчины стабильно и красиво вращаются, щегольски подчеркивая вытянутые полупальцы и высоченные пассе. Мужской состав выглядит интереснее женского, но сформировавшееся собственное лицо, индивидуальность обнаруживает лишь прима-балерина Вингсей Вальдес (уже не раз танцевавшая в Москве и Петербурге, в том числе – на чествовании Майи Плисецкой в Кремле). В финальной общей Fiesta Criolla в постановке Алисии Алонсо она дала почувствовать, что этот номер – не набор классических па на пальцах, а настоящая сальса. Одной лишь Вингсей Вальдес удалось станцевать ее так, чтобы напомнить о былой лихости кубинского балета.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more