Балерина Алисия Алонсо отметила 90-летие в Москве

Концерт Viva Alicia, устроенный в честь 90-летия Алисии Алонсо, дал повод блеснуть некогда обожаемому в СССР Национальному балету Кубы – труппа представила восемь ведущих солистов. Но им не удалось затмить поклонов великой звезды прошлого
М.Логвинов

На сцену Алисия Алонсо вышла в чистейшей первой позиции – развернув ноги строго на 180 градусов, и в ней же, стоя на каблуках, выслушала чуть не получасовые аплодисменты. Не приветствовать эту женщину невозможно: еще в молодости она потеряла зрение, но это не помешало ее стремлению танцевать. Алонсо вошла в число лучших балерин мира в то время, когда на сцене были Уланова и Плисецкая, Шовире и Фонтейн. И поставила непобиваемый, вероятно, рекорд: закончила танцевать уже в эпоху Лопаткиной и Вишневой. А сразу после прихода к власти Фиделя Кастро она стала одним из создателей Национального балета Кубы, у руля которого остается до сих пор.

Когда-то эта труппа, быстро выросшая до уровня балетной премьер-лиги, выступала у нас чуть ли не ежегодно, а ее ведущие солисты регулярно танцевали с Большим, ленинградским Кировским и другими советскими театрами, сама же мадам Алисия даже не может точно подсчитать, шестнадцатый или семнадцатый раз приезжает в Москву. Но перестройка положила конец этим крепким связям, которые были укреплены тем, что сама Алонсо училась классическому танцу у русских танцовщиков-эмигрантов Любови Шоллар, Анатолия Вильтзака, Александры Федоровой, а карьеру начинала сотрудничеством с Михаилом Фокиным и Джорджем Баланчиным. Теперь же Москва довольствуется опосредованным знакомством с кубинским балетом: через искусство Хосе Мануэля Карреньо, Карлоса Акосты и других звезд, родившихся и выученных на Кубе, но получивших разрешение на работу в западных компаниях.

Эта длинная обойма темпераментных виртуозов и сформировала современные представления о кубинском балете. Но концерт, составленный преимущественно из слегка отретушированных Алисией Алонсо классических па-де-де, стал свидетельством кризисного состояния труппы или, во всяком случае, ее лидеров.

Среди мужчин есть обладатели как великолепных природных данных, так и весьма средних, но все они обнаруживают надежный фундамент хорошей школы. У каждого из приехавших – свой конек: у одного – красивейшие ноги, у другой – сценическое обаяние, у третьего – прекрасный прыжок, у четвертой – красивейшие тур-пике. Все девушки наперегонки соревнуются в устойчивости баланса, а мужчины стабильно и красиво вращаются, щегольски подчеркивая вытянутые полупальцы и высоченные пассе. Мужской состав выглядит интереснее женского, но сформировавшееся собственное лицо, индивидуальность обнаруживает лишь прима-балерина Вингсей Вальдес (уже не раз танцевавшая в Москве и Петербурге, в том числе – на чествовании Майи Плисецкой в Кремле). В финальной общей Fiesta Criolla в постановке Алисии Алонсо она дала почувствовать, что этот номер – не набор классических па на пальцах, а настоящая сальса. Одной лишь Вингсей Вальдес удалось станцевать ее так, чтобы напомнить о былой лихости кубинского балета.