Королева Дании откроет выставку картин датских художников в Пушкинском

В Москве представят более полусотни работ из музеев Копенгагена

Рисунки на античные сюжеты, сентиментальные детские портреты, марины — в Москве представят более полусотни работ из музеев Копенгагена

Художников золотого века датской живописи в Пушкинский музей привозят не впервые — их выставка проходила здесь же в 1989 году. Но на этот раз обещан новый список работ. Откроет вернисаж сама королева Дании Маргрете II вместе с супругом, принцем-консортом Хенриком и кронпринцем Фредериком.

Боги Торвальдсена

Датская художественная школа за пределами своей страны почти не известна. Единственным ее представителем, добившимся международной славы, был скульптор Бертель Торвальдсен. В ГМИИ его работы составили самостоятельный раздел — датчане гордятся им не меньше, чем сказочником Андерсеном и философом Кьеркегором. Однако сам Торвальдсен говорил, что по-настоящему родился в тот день, когда приехал в Рим, и даже праздновал эту дату. Источником вдохновения для него стала античность, заново открытая в середине XVIII века и повлиявшая на становление неоклассического стиля. Первые же скульптуры, исполненные им в Риме, имели большой успех, и Торвальдсен легко получал заказы по всей Европе: для Штутгарта он сделал памятник Шиллеру, для Рима — надгробие папы Пия VII в соборе Святого Петра, а для Кембриджа — памятник Байрону.

Принципы неоклассицизма — простота и ясность композиции и влияние античной героики — проявились не только в скульптуре Торвальдсена, но и в его рисунках. Он создавал их и как подготовительные штудии, разрабатывая на бумаге ракурсы, позы и лица для будущих скульптурных композиций, и как самостоятельные работы — как раз к таким на выставке относится рисунок «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» (1807-1810). В нем чувствуется влияние искусства Ренессанса, а фигуры поданы настолько объемно, что становится очевидно — их изобразил скульптор. Всего на выставке будет 11 рисунков из Музея Торвальдсена в Копенгагене, а вот его пластические работы к нам, к сожалению, не привезут. Придется довольствоваться единственным произведением из собственной коллекции ГМИИ им. Пушкина — мраморной статуей княгини Марии Федоровны Барятинской, изображенной в античных одеждах.

Корабли Эккерсберга

Живопись для московской экспозиции предоставил Государственный художественный музей Копенгагена. Сюжетные предпочтения датских живописцев традиционны для первой половины XIX века: на выставке будут разделы «Мастерская художника» и «Итальянские мотивы», «Датские пейзажи и марины» и «Город и окрестности». В двух последних можно увидеть картины Кристоффера Вильхельма Эккерсберга, основателя датской национальной школы живописи. Ученик Жака Луи Давида, глава Академии художеств в Копенгагене Эккерсберг страстно любил море, с детства ходил под парусом, а в зрелом возрасте даже пересек Ла-Манш. Датское Адмиралтейство предоставило ему свободный доступ на военно-морскую базу Хольмен, чтобы художник мог подробно рассмотреть корабли, которые он часто писал. Одна из его работ на выставке — «Вид от крепостного вала замка Кронборг на шведское побережье» (1829) — это скрупулезно точное изображение местности неподалеку от Хельсингёра.

Среди учеников Эккерсберга в академии были Константин Хансен и Кристен Кёбке, представленные в следующем разделе — «Портреты и сцены семейной жизни». Хансен получил признание как автор мастерских, немного сентиментальных портретов. Он часто писал друзей и близких, как в случае с детским портретом «Девочка. Элизе Кёбке с чашкой» (1850). Кристен Кёбке реализовал в датской живописи направление, которое в Германии получило название бидермейер — с его воспеванием буржуазных ценностей и вниманием к простым радостям повседневной жизни. На одной из его картин — «Вид с чердака зернохранилища у пекарни в Кастелет» (1831) — сестра художника возвращается домой с вязанием в руках, а фоном служит сельский пейзаж.

7 сентября — 6 ноября, ул. Волхонка, 12, тел. 203 95 78

Автор — обозреватель радиостанции Business FM