Треть московских водителей заметили улучшение ситуации с пробками на дорогах

По данным исследования IBM, хуже, чем в российской столице, ситуация на дорогах лишь в Мехико, Пекине, Найроби, Йоханнесбурге, Бангалоре и Нью-Дели
С.Николаев

В Москве около трети опрошенных в 2011 г. водителей отметили улучшение ситуации с пробками на дорогах, утверждают специалисты компании IBM, составив рейтинг крупнейших городов мира по результатам ежегодного глобального исследования транспортных проблем IBM Commuter Pain Survey (в этом году было опрошено 8042 автомобилиста в 20 городах на шести континентах).

IBM Commuter Pain Survey

При составлении индекса учитывались 10 показателей: 1) время в пути; 2) время ожидания в пробках; согласие с утверждением, что 3) цена на топливо стала слишком высока, 4) ситуация на дорогах ухудшилась, 5) движение в режиме «старт/стоп» является проблемой, 6) вождение автомобиля вызывает стресс, 7) вождение автомобиля вызывает раздражение, 8) дорожные заторы оказывают негативное влияние на работу, 9) ситуация на дорогах была настолько сложной, что пришлось прекратить движение и вернуться обратно, и 10) Вы решили отказаться от поездки из-за транспортных пробок. Городам были присвоены следующие значения индекса: Мехико – 108; Шэньчжень – 95; Пекин – 95; Найроби – 88; Йоханнесбург – 83; Бангалор – 75; Нью-Дели – 72; Москва – 65; Милан – 53; Сингапур – 44; Буэнос-Айрес – 42; Лос-Анджелес – 34; Париж – 31; Мадрид – 28; Нью-Йорк – 28; Торонто – 27; Стокгольм – 26; Чикаго – 25; Лондон – 23; и Монреаль – 21.

Данные IBM Commuter Pain Survey

По данным исследователей, наиболее серьезные проблемы сегодня наблюдаются на дорогах Мехико, Шеньчженя и Пекина, наиболее благополучная ситуация - в Чикаго, Лондоне и Монреале (см. диаграмму).

В 14 из 15 городов, которые участвовали в исследовании и в 2010, и в 2011 гг., выросла доля респондентов, заявивших, что ситуация с дорожным движением «несколько» или «заметно» улучшилась за последние три года. В Москве в этом году таких оказалось 31%, тогда как в прошлом так ответили 16% респондентов. В других городах этот рост также значителен: в Нью-Йорке выросло до 24% с 12% в прошлом году, в Торонто до 23% с 8%, в Милане до 27% с 7%, в Стокгольме до 42% с 18%, в Йоханнесбурге до 29% с 13%.

"Загруженность дорог в апреле - мае этого года была на 15% выше, чем в аналогичный период прошлого года", - замечает Леонид Медников, аналитик "Яндекс.Пробки". Впрочем, по его наблюдениям, периодические улучшения и ухудшения дорожной ситуации на протяжении года - обычное сезонное явление. Как правило, поздняя осень и зима - наиболее сложный период для московских автомоблистов, а лето, особенно август, - наиболее благоприятный. Так, например, в этом году, как, впрочем, и в предыдущих, с мая по август наблюдалось существенное улучшение дорожной ситуации. А уже с середины августа ситуация начала вновь резко ухудшаться, и с началом сентября пробок на дорогах Москвы стало существенно больше, чем месяц назад.

По данным IBM, за год выросло количество респондентов, заявивших, что ситуация на дорогах усиливает стрессовое состояние. В Нью-Йорке так ответили 45% по сравнению с 13% в 2010 г., в Лос-Анджелесе - 44% по сравнению с 21% в 2010 г., в Торонто – 40% по сравнению с 14% в 2010 г., в Лондоне – 33% (19% в 2010 г.), в Милане – 61% (38% в 2010 г.). В Москве число таких ответов несколько уменьшилось – с 29% до 26%.

Увеличилось число респондентов, сообщивших, что дорожная ситуация вызывает у них раздражение: Нью-Йорк (35% в 2011 г. по сравнению с 14% в 2010 г.), Лос-Анджелес (29% в 2011 г. и 14% в 2010 г.), Торонто (29% в 2011 г. и 14% в 2010 г.). В Москве этот показатель уменьшился с 51% до 45% в этом году.

В Москве приблизительно три из десяти водителей (29%) заявили, что самое длительное время, на которое они застревали в пробках за последние три года, – более трех часов. В Пекине и Найроби так же долго проводили в пробках лишь 16% водителей, в Шеньчжене – 13%, в Мехико – 11%. Для сравнения: в прошлом году 42% респондентов из Москвы сказали, что им приходилось проводить в пробках более трех часов. Самым распространенным ответом на этот вопрос в Мехико, Пекине и Шеньчжене было около двух часов. В Стокгольме, Сингапуре, Мадриде и Буэнос-Айресе около половины опрошенных водителей сообщили, что самое долгое время, которое они потратили в пробках, - 30 минут либо они вообще никогда в них не попадали.

В среднем больше всего времени (36 минут или более) в дороге на работу или на учебу тратят водители в Москве, Мехико, Пекине, Бангалоре и Йоханнесбурге. При этом у более чем трети москвичей (35%) типичная поездка на работу или учебу занимает от 15 до 30 минут.

Для 40% опрошенных водителей в Москве лучшим способом уменьшить стресс на дороге был бы доступ к точной и своевременной информации о ситуации на дорогах. Так же ответили около трети опрошенных в Индии (32% в Бангалоре и 30% в Нью-Дели) и 30% - в США (Чикаго и Лос-Анджелес). В среднем по всем городам с этим согласились 25% опрошенных. Для 23% опрошенных в Москве уменьшить стресс помог бы улучшенный общественный транспорт (в среднем по всем городам – для 43%), для 16% - возможность работать из дома (в среднем по всем городам – для 20%).

Среди опрошенных московских водителей 44% сказали, что за последние три года они оказывались в ситуации, когда дорожные пробки были настолько сильными, что им пришлось вернуться обратно. В Шеньжене в такой ситуации оказывались 73% респондентов, в Пекине и Нью-Дели – 65%, в Мехико – 54%. На вопрос: «Принимали ли вы решение не ехать на автомобиле из-за ожидаемых пробок за последний месяц?» – положительно ответили 52% опрошенных водителей в Москве. Для сравнения: в прошлом году таких было 69%.